На этот раз хотелось бы поговорить о Мадагаскаре. Конечно, он далеко, а его проблемы еще дальше, но как иллюстрация к современным геополитическим процессам он чудо, как хорош. Итак, на прошлой неделе продолжалось противостояние сторонников законно избранного президента и оппозиционного ему мэра столицы. Более того, президент Мадагаскара, фактически, призвал к гражданской войне. Из-за чего сыр-бор?
Оппозиция, конечно же, радеет за народ, а надо сказать, что народ на Мадагаскаре живет не просто плохо, а вообще вне всякой современной экономики. Известно, что годовой доход составляет чуть больше 200 долларов США. Поэтому благо народа — тема благодатная. Дабы отличаться от посторонних, оппозиция вышла на баррикады с оранжевыми повязками. Но восстание почти захлебнулось, а мятежный мэр укрылся в посольстве Франции.
Кто же заказал "цветную" революцию? От знакомых нам мероприятий Госдепа на постсоветском пространстве данное отличается лишь тем, что за мятежом отчетливо видны французские уши. Господа из спецслужб выучили уроки старших товарищей и применили освоенный метод в своей бывшей колонии. Но это не все. Недавно меня упрекнули в комментариях, что я придаю слишком большое значение корпорациям, однако, за политическими событиями на Мадагаскаре торчат и уши продовольственных корпораций. Помимо стандартного набора лозунгов оппозиция выдвинула тезис, что правительством незаконно была продана южнокорейской фирме Daewoo половина пахотных земель острова, которые занимают 4% территории. Daewoo собирается сажать на приобретенных землях кукурузу и еще по мелочи для последующей поставки к столу южнокорейцам. Специалисты говорят, что на внешний рынок Мадагаскар производит кофе, ваниль и гвоздику и при этом вынужден закупать продовольствие, чтобы прокормить население. Также специалисты говорят, что узнать, кто именно покупает экспортные товары острова и куда потом их девает, не представляется возможным без серьезного (агро?)промышленного шпионажа, а кому это надо?
Мораль всей истории можно расписать на трех уровнях:
- геополитический — Запад продолжает защищать свои колонии от наступления Востока;
- национальный — чем больше экономика страны нацелена на обслуживание одной отрасли, тем меньше ее благосостояние (в данном случае плантации кофе на спасают от население от голодания);
- корпоративный — ни одна корпорация не упустит шанса прикупить себе/организовать небольшую страну с правильным правительством, но важно, чтобы эта страна не обладала слишком диверсифицированной экономикой (иначе придется делить ее с другой корпорацией).
Вторая и более известная российскому читателю иллюстрация на африканском материале — ситуация в Судане, президент которой уже ищет союзников не только в Китае, но и в арабском мире, ради последнего даже введя в стране шариат. Можно вспомнить Ботсвану, любимую страну Джима Роджерса.
Кстати, на прошлой неделе в Киргизии оппозиция вновь готовила акции за отставку президента, что можно расценить как эксперимент по определению времени хранения информации о предыдущей "цветной" революции в голове среднего обывателя. Да и у нас в России тоже оппозиция митингует. Однако, к слову, перспективы оппозиции в России я бы расценила как худшие по сравнению с перспективами мадагаскарского борца с режимом. Все-таки до вожделенной должности необходимо немножко додробить страну, даже Ющенко со своей Украиной никак до сих пор справится не может.
Впрочем, оставим теоретические изыскания и вернемся к событиям недели, которая выдалась довольно трудной для США. Основное испытание было связано с визитом министра иностранных дел Китая, который не только твердо дал понять, что Китай обеспокоен безопасностью своих инвестиций, но и в очередной раз отмахнулся от попытки Обамы повлиять на курс юаня. Разумеется, Белый дом не только заверил Китай в надежности американских бумаг, но и отказал Тайваню в поставках F-16. Задний фон дипломатических переговоров был выразительно расцвечен нахальной выходкой кораблей КНР и статистическими данными о продажах на автомобильном рынке Китая.
Но на этом проблемы Обамы далеко не исчерпываются. За год простые американцы стали беднее на $11,2 триллиона и теперь охотнее прислушиваются к критикам Обамы, который, кстати, ратует за усиление роли государства в управлении экономикой страны. Например, буквально на прошлой неделе он разворошил змеиное гнездо продовольственных корпораций — Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и лекарств, назначив туда нового главу в целях усиления этого самого правительственного надзора. Неудивительно, что критика множится.
В американских финансах по-прежнему творятся странные вещи, порождая самые разнообразные интеллектуальные спекуляции. Но сильный доллар уже стал проблемой для Америки, и инфляция уже не за горами. США первыми стали проводить расширенную эмиссию, а после них и Британии наращивание денежной массы в развитых экономиках стало общим трендом. Результат известен — инфляция. По слухам, хедж-фонды и спекулянты уже ставят на падение евро.
Помимо экономических проблем Вашингтон по-прежнему озабочен новыми путями для грузопоставок в Афганистан, а также нехваткой военных сил на юге Афганистана. За кулисами продолжаются отчаянные попытки наладить диалог с умеренным крылом Талибана, что тоже не прибавляет популярности новому президенту. Да и в изменившихся условиях приходится спешно менять иранскую политику. Дело дошло до того, что свеженазначенный глава Национальной разведки США заявил, что у Ирана "нет урана для изготовления атомной бомбы", а это неплохой результат. Особенно на фоне прошедшего в Иране на прошлой неделе испытания новой ракеты дальнего радиуса действия и дамокловым мечом висящих над стратегическими планами поставками Ирану систем С-300. Последнее событие, буде оно свершится, поставит под угрозу результаты выстраивания в соседнем Ираке плацдарма для очередной ирано-иракской войны. Мне могут возразить, что Иран сейчас в прекрасных отношениях с соседом, но почему же именно Ирак лидирует на рынке мирового вооружения, купив военной продукции на 12,97 миллиарда долларов, а это 12,83% от общемировых показателей. Причем основными продавцами, конечно же, были американские компании. Спешное вооружение страны в условиях продолжающейся оккупации и непрекращающегося (несмотря на молчание СМИ) насилия наводит на грустные размышления.
Вряд ли Ирак готовят к противостоянию с Турцией. Наоборот, администрация Обамы спешно пытается загладить упущение Буша-младшего и помириться со своим коллегой по НАТО. Насколько это удастся, покажет время, но экономический фон в этой стране вряд ли будет способствовать проамериканским симпатиям среди турков. Однако, в рукаве Обамы пока остается козырная карта — влияние на МВФ, которую можно будет обменять на что-нибудь полезное в ходе грядущего визита. Второй козырь — одобрение участия Ирана в Nabucco, которое откроет Турции широкие перспективы этакого незаменимого "газового хаба" на стыке Европы и Азии.
Лояльность Турции особенно возросла в цене после августовской кавказской войны. Американский форпост на Кавказе — Грузия — стремительно теряет очки. И демократия там остановилась в развитии и важные территории окончательно уплывают из рук. Южная Осетия и Россия договорились о создании военной базы, в дополнение к российско-абхазским договоренностям, и этот факт перечеркивает многолетнюю работу Пентагона и НАТО в регионе, как уже неоднократно говорилось.
Ломается стратегия НАТО и на Украине. Текущий экономический кризис необычен уже тем, что не срабатывают старые проверенные рецепты. Поспешно подписанные Украиной условия кредита МВФ оказались почти неподъемными, что подтолкнуло правительство Тимошенко обратиться за помощью к Москве. Если в Кремле не упустят эту слабенькую возможность, то можно вбить небольшой клин в планомерную осаду бывшей братской страны мировыми кредитными организациями. Пока же в отсутствие какой-либо альтернативы Украина вынуждена соглашаться с требованиями МВФ.
Разница в подходах хорошо видна в отношении МВФ к Белоруссии, которая имеет такую альтернативу его диктату. МВФ одобрил экономическую политику белорусских властей, несмотря на то, что вряд ли центробанк страны является в их понимании независимым. Тем не менее, "падающего подтолкни", как писал Ницше... Минск все так же умело раскладывает на столе свои карты, придерживая до поры до времени одни козыри и сбрасывая другие .
Еще одна постсоветская республика оказалась на грани — Молдавия. До самого последнего времени ей удавалось лавировать между Западом в лице ЕС и Востоком в лице РФ, наслаждаясь призрачной независимостью и отправляя своих граждан на заработки в разные страны. Теперь этому приходит конец. Население Молдавии столь активно скупает валюту, что ЗВР Молдавии уменьшились с начала года на 23,5%. Связь, конечно утрирована, но в целом ничего хорошего дальше в Молдавии не будет: либо МВФ, либо Кремль. Вряд ли ей удастся осуществить "белорусский вариант". И вряд ли ей стоит рассчитывать на помощь ЕС.
Несмотря на то, что Евросоюз пообещал увеличить помощь Восточной Европе, вряд ли число счастливчиков будет большим. Экономический подъем в еврозоне переносится на 2010 год, и ничто пока не мешает отодвинуть это событие дальше по времени. Европейские правительства заняты укреплением бастионов зоны евро, которые подвергаются атакам Эстонии, Польши, Венгрии и прочих младоевропейцев, которые затянули с присоединением к ней.
Кризис в Европе порождает странные гримасы. "Голлист" Саркози заявил о возвращении Франции в НАТО. Связано ли это резонансное событие с промахом в атомной политике , трудно сказать, но Германии весьма понравилась эта инициатива. Под шумок в Европе проталкивается идея реформирования НАТО в маккейновскую Лигу демократий для преобразования трансатлантического альянса во всемирный. Москву, которая не забывает ставить на боевое дежурство новые дивизионы "Тополь-М", убаюкивают сказками об оправданной противоракетной обороне и готовности к диалогу по энергобезопасности. Впрочем, Кремль не отстает от своих заклятых партнеров и также упражняется в творческом подходе к фактам. Анонимные источники в МО РФ намекают на разработку противоспутникового оружия, а генерал-майор Анатолий Жихарев — на новые базы для стратегической авиации РФ в Западном полушарии. Никто не скучает.
Бурные события происходили в Южной Америке. В Чили ушли в отставку главы МИД и Минобороны, самая большая армия континента — бразильская — из-за финкризиса вынуждена сократить призыв на 75%, а президент Лула да Сильва первым уехал на встречу с Обамой. Венесуэла проводит военные учения на границе с Колумбией, а Эво Моралес занялся экспроприацией экспроприаторов, а также выдворил из Боливии дипломата США. Оно и понятно. Да Сильва пытается спасти положение Бразилии как экономического лидера континента и прекрасно знает, что без благосклонности Большого Брата это вряд ли возможно. Остальным спасать почти нечего.
За рамками моего обзора остался саммит ОЭС в Тегеране и неожиданный выход из Сообщества Туркменистана, продажи "льготной" валюты на Украине, иракское правосудие и контракт на добычу нефти китайской CNPC, очередной тендер на горные разработки в Афганистане и многое другое.
За сим откланиваюсь, оставайтесь с нами. Читайте наши политинформации каждое воскресенье.
(11-я неделя 2009 года)
© Наталья Лаваль, специально для сайта "Война и Мир". При полном или частичном использовании материалов ссылка на warandpeace.ru обязательна.
|