События последних двух дней позволяют говорить о том, что в отношениях между Минском, с одной стороны, Вашингтоном и Брюсселем – с другой, произошёл не предусмотренный сторонами сбой в том, что касается участия Беларуси в программе "Восточного партнёрства".
Подобный сбой в отношениях в треугольнике Минск - Вашингтон-Брюссель уже был. И не так давно – осенью 2008 года. Тогда речь шла о равноценном, на взгляд партнёров, обмене – Беларусь готова была допустить в парламент 3-5 лидеров оппозиции, евроструктуры в ответ готовы были признать парламентские выборы соответствующими европейским стандартам.
Однако буквально в последний момент в отношениях новых стратегических партнёров что-то не заладилось – то ли белорусский лидер не захотел, чтобы на его фоне в стране появился признанный Западом спикер нижней палаты парламента (второе лицо в государстве), то ли оппозиция стала набирать столько голосов, что власти просто испугались. Так или иначе, незапланированный сбой по линии отношений Минск – Вашингтон - Брюссель уже имел место, что, впрочем, не помешало сторонам продолжить движение навстречу друг другу.
Говорить о новом сбое побуждает сопоставление трех событий. Сначала 10 марта внезапно отменяется запланированная встреча между А.Лукашенко и президентом Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соарешем. Затем в тот же день А.Лукашенко проводит телефонный разговор с президентом Армении, которая так же, как и Беларусь, приглашена в "Восточное партнёрство", и 11 марта срочно улетает в Ереван. После этого становится известно, что комиссар Евросоюза по внешним связям и Европейской политике добрососедства Бенита Ферреро-Вальднер отложила свой визит в Минск, планировавшийся на 12-13 марта.
Одновременно 11 марта прозвучали еще два заявления, которые можно расценить как серьёзно возросшее внешнеполитическое давление на Минск со стороны Вашингтона и Брюсселя.
Сначала неназванный представитель немецкого МИД высказался в том смысле, что приглашать в Прагу А.Лукашенко несвоевременно: мол, лучше пригласить министра иностранных дел В.Мартынова. Это непонятно, поскольку остальные страны новой "малой шестёрки" будут представлены исключительно главами государств. Такой поворот (призыв пригласить В.Мартынова вместо А.Лукашенко) не мог не быть расценён белорусской стороной как сознательное оскорбление.
И, наконец, в один день с неназванным представителем немецкого МИД впервые по белорусской проблематике отметилась госсекретарь США Х.Клинтон, заявившая, что она "весьма огорчена" отсутствием видимого прогресса в области прав человека в Беларуси.
С учётом прежнего намерения Вашингтона и Брюсселя втянуть Беларусь в программу "Восточного партнёрства" во что бы то ни стало и ответной готовности Минска включиться в эту программу для столь резкой смены переговорных позиций сторон должны быть какие-то причины.
Пока на этот счёт можно строить только предположения. Визит комиссара Евросоюза по внешним связям и Европейской политике добрососедства Бениты Ферреро-Вальднер в Минск перенесён на середину апреля - как раз на тот срок, когда евроструктуры и должны принять окончательное решение о допуске Беларуси в программу "Восточного партнёрства". Вхождение Беларуси в эту программу возможно только в том случае, если его одобрят все 27 стран - членов ЕС. Если хотя бы одна страна, например Германия или Австрия, будет против, присоединение Беларуси к "Восточному партнёрству", столь лелеемое руководством белорусского МИД и остальной прозападной группировкой в окружении А.Лукашенко, не состоится, и это станет крупным внешнеполитическим поражением указанной группировки, активно лоббирующей сближение, а, по сути, поглощение Беларуси Западом.
На наш взгляд, белорусские руководители несколько переоценили свою значимость для Запада в их торге с Россией. Причиной этого, возможно, послужила "усталость" в переговорах на белорусской земле такого "монстра-переговорщика" как Х.Солана. Через короткое время после отъезда Х.Соланы из Беларуси и прозвучали как раз заявления представителей евроструктур, из которых видно, что ЕС, приглашая Беларусь в программу "Восточного партнёрства", обставляет своё приглашение достаточно серьезными условиями.
Чтобы понять, о чём в данном случае может идти речь, достаточно сопоставить последние факты давления на радикальную прозападную оппозицию, появление новых политзаключенных, а также недавнюю трагическую смерть белорусской правозащитницы и те "двенадцать требований", которые несколько лет назад были оглашены представителями США и ЕС и которые должны быть выполнены, чтобы Белоруссию допустили в "европейскую цивилизацию".
Скорее всего, Запад вернулся к каким-то пунктам из того списка, которые принципиально неприемлемы для белорусской стороны. В этом свете срочный визит А.Лукашенко в Ереван можно рассматривать как решительную и быструю контратаку Минска на план США и ЕС в попытке склонить Армению отказаться от вхождения в программу "Восточного партнёрства". Смысл контратаки прост: если вы не пускаете нас в программу, то мы вам сорвём торжества, вынув из "малой шестёрки" ещё одну карту, в результате чего программа станет с момента своего рождения неполноценной.
Идея хороша, но не учитывает возможных причин того, почему США и ЕС заговорили с Минском языком ультиматумов: во-первых, Запад, видимо, отказался от тактики затягивания Беларуси в Европу любой ценой, лишь бы добиться её отрыва от России, а, во-вторых, Минск перестарался с устранением России со второй чаши весов на переговорах с Западом.
Сейчас России на этих весах нет. Запад мгновенно отреагировал на её отсутствие увеличением давления на самых чувствительных для Минска направлениях. Поэтому сейчас Минску надо срочно восстанавливать присутствие России на тех самых весах, что и сделал А.Лукашенко 10 марта, отказавшись от встречи с президентом ПА ОБСЕ в пользу обсуждения с министром обороны республики плана совместных белорусско-российских военных учений.
То, что Минск на его пути в "европейскую цивилизацию" поджидает ещё множество подводных камней, из которых обнаружившийся в эти дни не самый страшный, сомнений не вызывает. А раз так, то задача США и ЕС в отношениях с нынешним белорусским руководством становится до конца понятной – использовать его по полной программе, чтобы его же затем и выбросить на свалку истории. Если официальный Минск с этим согласен, тогда – в путь.
|