"Недавние события на Украине привели Польшу к заключению, что энергобезопасность - более неотложная забота, чем выбросы углекислого газа, - пишет корреспондент Financial Times Адам Истон. - Польша по-прежнему нуждается в импорте российского природного газа, но ее энергобезопасность основывается на ее собственных обширных запасах угля, - объясняет автор. - Каменный уголь и ТЭЦ, работающие на буром угле, производят более 90% электричества страны".
Премьер-министр Польши Эва Копач добилась компромисса на саммите по глобальному потеплению в Брюсселе в прошлом месяце: в обмен на согласие с сокращением по всему ЕС на 40% выбросов углекислого газа к 2030 году, по сравнению со стандартами 1990 года, ее команда добилась путем переговоров заключения соглашения по предоставлению польским электростанциям бесплатных квот на загрязнение после 2020 года, пишет Истон. "Согласно схеме ЕС торговли квотами на загрязнение, европейские энергетические компании должны покупать квоты на загрязнение, чтобы покрыть свои выбросы углекислого газа", - поясняет автор. В качестве квот на загрязнения могут быть также засчитаны новые инвестиции польских энергетических компаний" в более экологически чистые электростанции.
"Однако Польша по-прежнему опасается, что будут введены меры, которые поднимут цены на выбросы углекислого газа, сделав невыгодным сжигание угля и принудив Польшу к зависимости от импорта топлива", - говорится в статье.
Как заявил изданию Рафал Гайдук, эксперт по энергетике в юридической компании Norton Rose Fulbright со штаб-квартирой в Лондоне, "уголь еще долгое время будет составлять большую часть в польской смеси" источников энергии, "но если страна хочет, чтобы Еврокомиссия поддержала субсидии для новых угольных ТЭЦ, она должна продемонстрировать свою приверженность сокращению выбросов углекислого газа".
"Уголь обеспечивает относительно дешевую энергобезопасность, но Польша импортирует большую часть своей нефти и газа из России", - продолжает автор.
"В следующем году должен заработать терминал СПГ в Свиноуйсьце рядом с германской границей, - сообщает газета. - Тогда Польша с технической точки зрения сможет импортировать весь необходимый ей газ не из России, хотя у крупнейшей польской газовой компании PGNiG заключен контракт с "Газпромом", по которому она обязана закупать газ до 2022 года". Возможность получать поставки из другого источника предоставят компании более выгодную переговорную позицию на переговорах с "Газпромом", очередной раунд которых начался в этом месяце, подытоживает автор.