Белый дом настаивает на подписании Афганистаном соглашения о военном присутствии США США настаивают на том, чтобы президент Афганистана Хамид Карзай в течение нескольких ближайших недель подписал соглашение, регламентирующее пребывание американских войск в Афганистане после 2014 года. Оно должно вступить в силу только после его подписания афганским лидером. Выступая в четверг на регулярном брифинге для журналистов, пресс-секретарь Белого дома Джей Карни подтвердил, что позиция администрации США по данному вопросу не изменилась. "Если мы не сможем в ближайшее время заключить соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности с афганским правительством, то тогда мы начнем планирование на будущее после 2014 года, не предусматривающее военного присутствия США и НАТО в Афганистане", - заявил официальный представитель президента Барака Обамы. Однако, продолжал он, Вашингтон хочет избежать такого развития событий и считает, что и интересам Кабула не отвечает полный вывод контингента США и НАТО из Афганистана. Поэтому США "ясно излагают свои взгляды на этот предмет" в диалоге с Афганистаном, отметил Карни. По его словам, затягивание подписания афганским лидером двустороннего соглашения о сотрудничестве в области безопасности "негативно влияет на уверенность региона" в сохранении обстановки в Афганистане под относительным контролем и на способность США и их союзников "планировать потенциальную дальнейшую миссию" - по завершении наступившего года. На просьбу уточнить, готов ли Белый дом ждать подписания Карзаем соглашения и после окончания нынешнего месяца, Карни ответил: "Мы не объявляем каких-то крайних сроков. Однако, решение этого вопроса должно быть делом недель, а не месяцев". Договоренность, о которой говорил Карни, призвана очертить правовые рамки дальнейшего американского военного присутствия в Афганистане, условия проведения ими операций, подготовки и оснащения местных сил безопасности. На конец 2014 года намечен вывод основных боевых частей США и НАТО из Афганистана. Между тем, в конце прошлого года Карзай неожиданно выдвинул новые условия для подписания соглашения с США. Главным из них было прекращение военных рейдов в домах рядовых граждан. Он также заявил, что договор с США будет подписан только после новых президентских выборов в Афганистане, назначенных на 5 апреля. Посол США в Афганистане Джеймс Каннингэм впоследствии проинформировал Вашингтон о том, что Карзай, по его прогнозам, едва ли подпишет соглашение до апрельских выборов. По имеющимся данным, США хотели бы оставить в Афганистане 5-10 тыс. военнослужащих. В настоящее время там находятся 47 тыс. американских солдат. Возможно ли трехстороннее сотрудничество по Афганистану между Китаем, Индией и Россией? Анкит Панда (Ankit Panda)
В пятницу высокопоставленные руководители из Индии, Китая и России соберутся в Пекине, чтобы обсудить новые вопросы безопасности в Афганистане в преддверии вывода американских войск и всеобщих выборов, которые назначены на апрель. Три страны налаживают сотрудничество по Афганистану с 2013 года, и это может стать важным фактором для афганского руководства после ухода американцев.
Представитель китайского Министерства иностранных дел Хун Лэй (Hong Lei) заявил в четверг, что Китай понимает, насколько серьезно ситуация в Афганистане может повлиять на региональную безопасность и стабильность. "Будучи близким соседом Афганистана, Китай готов работать со странами региона и с международным сообществом по оказанию содействия мирному строительству и процессу примирения в Афганистане, а также совместными усилиями поддерживать мир, стабильность и развитие в Афганистане и во всем регионе", — отметил он.
Та готовность, с которой Пекин согласился провести трехстороннюю встречу, свидетельствует о его серьезном отношении к вопросам безопасности в Афганистане в предстоящие годы. Недавно он организовал трехстороннюю встречу по тем же вопросам с Пакистаном и Россией, а также неоднократно проводил переговоры с пакистанскими и афганскими официальными лицами. Кроме того, Китай стремится включить вопрос о будущем Афганистана после ухода США в повестку Шанхайской организации сотрудничества, где Россия является членом, а Индия и Пакистан имеют статус наблюдателей. В начале 2013 года Москва также провела трехсторонний диалог по Афганистану с Индией и Китаем.
Логика трехстороннего обсуждения на первый взгляд проста и понятна: Индия, Китай и Россия очень заинтересованы в сохранении стабильности в Афганистане после вывода оттуда американских и натовских войск, и им хочется, чтобы выборы в этом году прошли там без проблем и потрясений. Китай вложил в Афганистан более 3 миллиардов долларов, а Индия более 2 миллиардов, и суммы инвестиций постоянно увеличиваются. Когда премьер-министр Манмохан Сингх прибыл в конце октября со своим последним государственным визитом в Китай, тема Афганистана весьма примечательно отсутствовала в повестке переговоров. Это говорит о том, что китайско-индийское сотрудничество в данном вопросе пока еще недостаточно созрело, чтобы выносить его на переговоры глав правительств.
Сотрудничество по Афганистану может сблизить Индию и Китай в плане их совместных действий по укреплению безопасности в Азии. Обе страны, и в меньшей степени Россия, в предстоящие годы станут для Афганистана важными источниками инвестиций. Гораздо меньше определенности в том, сможет ли эта тройка стран успешно заполнить очевидный вакуум власти и влияния, который возникнет после ухода США и НАТО. Пока они вполне довольны тем, что проблемы безопасности в Афганистане решают Соединенные Штаты. Россия, Индия и Китай поддерживают двустороннее соглашение о безопасности, которое так не хочет подписывать афганский президент Хамид Карзай, заявляющий, что решение этого вопроса лучше оставить его преемнику.
Ситуация может осложниться, если Индия и Китай начнут строить дискуссию об Афганистане вокруг вопросов борьбы с терроризмом, потому что в таком случае неизбежно придется подключать Пакистан. Ненадежная ситуация в области безопасности в Афганистане приведет к усилению очагов влияния талибов, а это, в свою очередь, создаст новые стимулы для боевиков к востоку от линии Дюрана (граница между Афганистаном и Пакистаном — прим. перев.). Конечно, Индия и Китай понесут финансовые потери, если экономическая ситуация в Афганистане станет слишком рискованной, однако Индии вдобавок к этому угрожает исламский терроризм, произрастающий на пакистанской территории. Статус Пакистана как "всепогодного партнера" Китая еще больше осложняет такую действительность.
Тем не менее, Пекин дает повод для оптимизма в данном вопросе, поскольку ему пока удается избегать увязки между своими отношениями с Исламабадом и своими интересами в Кабуле. Китайские аналитики должны понимать, что пакистанские военные и межведомственная разведка очень заинтересованы в том, чтобы постоянно дестабилизировать Кабул. Это нечто вроде великого стратегического позыва, который испытывает пакистанская старая гвардия из числа военачальников. Пекин не выказывает стремления к сдерживанию Исламабада в данном вопросе, и вместо этого предпочитает рассматривать безопасность в Афганистане в качестве отдельного вопроса. Такая стратегия в сочетании с готовностью Пекина предоставлять Вашингтону возможность решать все самые сложные проблемы внутренней безопасности Афганистана (и расплачиваться по счетам) оказалась весьма эффективной и выгодной для Китая.
Возможно, что встреча в пятницу станет продолжением этой стратегии. Если посмотреть на совместное коммюнике последней трехсторонней встречи, включавшей диалог по Афганистану (она состоялась в Нью-Дели 10 ноября 2013 года), то мы увидим в нем довольно шаблонный дипломатический язык. Три державы затронули все важные вопросы, обсуждая безопасность в Афганистане, они продолжат взаимодействие, будут оказывать содействие в обеспечении безопасности, будут помогать наращивать боевой потенциал афганской национальной армии. Они также согласны с тем, что примирение и восстановление должно проходить под руководством самого Афганистана. Интересный момент в совместном коммюнике — это призыв к региональным и многосторонним институтам содействовать данными усилиям. В нем в этой связи упоминаются ШОС, Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии, Организация Договора о коллективной безопасности и Соединенные Штаты Америки.
В конечном итоге, сотрудничество между Россией, Китаем и Индией по Афганистану сыграет положительную роль в деле региональной безопасности при условии, что Индия и Китай сумеют по ходу дела решить проблемы своих отношений с Пакистаном. Если они смогут разъединить свою политику в отношении Афганистана и другие спорные вопросы, это пойдет на пользу как Афганистану, так и всему региону в целом. В итоге все три страны очень многое выиграют в финансовом плане, если Афганистан станет стабильным, безопасным и привлекательным местом для вложения инвестиций, и сумеет добиться устойчивого развития в обстановке спокойствия. Это очень сильный побудительный мотив. Оригинал публикации: Is Trilateral China-India-Russia Cooperation in Afghanistan Possible? |