Чуйская область - 23 апреля /KGinform/. Громом среди ясного неба, как для россиян, так и для кыргызстанцев, стало неожиданное заявление президента Кыргызской Республики Алмазбека Атамбаева о том, будто Россия в течение нескольких лет не выплачивает арендную плату за свои военные объекты на территории республики и не выполняет другие принятые на себя обязательства. Хотя еще недавно официальные лица страны не раз заявляли, что сотрудничество между военными ведомствами двух дружественных государств набирает обороты, и ничто этому не мешает. Сообщения в СМИ наделали много шума, обсуждение идет до сих пор. Чтобы не сложилось мнение, будто Российская Федерация в самом деле нарушает договоренности, необходимо рассказать об истинном положении дел. Особенно много претензий было высказано в адрес авиационной базы "Кант", которая якобы не выполняет обязательства по обучению кыргызских летчиков и ремонту переданных российской части самолетов. Так ли это? Согласно "Соглашению между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о статусе и условиях пребывания российской авиационной базы на территории Кыргызской Республики", подписанному в Москве 22 сентября 2003 года, "кыргызская сторона передает российской стороне на период действия настоящего Соглашения на безвозмездной основе авиационную и другую технику для российской авиационной базы согласно перечню (речь идет, в частности, о четырех учебно-боевых самолетах Л-39), который является неотъемлемой частью настоящего Соглашения. Авиационная и другая техника, переданная российской стороне, является собственностью Кыргызской Республики. Российская Сторона обеспечивает техническое сопровождение и эксплуатацию переданной кыргызской стороной авиационной и другой техники". Чтобы иметь полное представление о ситуации, нужно знать, что же было передано россиянам. Согласно актам, перечень недоукомплектованности по каждому из четырех самолетов состоит примерно из двадцати пунктов, а календарный срок эксплуатации многих имеющихся агрегатов давно закончился. (Техника передавалась осенью 2003 года.) Кроме этого, есть вмятины, деформации, нарушена герметичность летательных аппаратов. Словом, при всем желании подняться в воздух на таких самолетах нельзя потому, что все они неисправны, что и указано в актах. Почему представители Министерства обороны КР решили, как они об этом заявили СМИ, что российская база должна была отремонтировать самолеты, непонятно. Обеспечение технического сопровождения и эксплуатации вовсе не означает, что россияне обязаны восстановить, по сути, "раскулаченную" технику. Попросту говоря, базе нужно поддерживать переданные самолеты в рабочем состоянии, вот только их плачевное состояние назвать рабочим язык не поворачивается. В соответствии с Соглашением, "Для поддержания летных навыков летного состава Вооруженных сил Кыргызской Республики российская сторона безвозмездно предоставляет авиационную технику кыргызской стороне". Использовать для обучения кыргызских летчиков свою технику, а также безвозмездно предоставлять, как предусмотрено Соглашением, летчиков-инструкторов база готова. Почему это не делалось до сих пор? Все дело в том, что обучать некого. Соответствующее "письменное обращение уполномоченного органа кыргызской стороны", как предусмотрено 7-й статьей Соглашения, в базу "Кант" за 8 лет ее деятельности так и не поступило. Странная получается история. Да, кыргызские летчики не проходят обучение в базе "Кант", но кто в этом виноват?.. И вообще, есть ли такие летчики? Ничего вразумительного на этот счет командованию российской части в военном ведомстве Кыргызстана сказать не смогли. Еще одна важная деталь. По Соглашению, "необходимое количество горючих, смазочных материалов и других материальных средств для поддержания навыков летного состава Вооруженных сил КР выделяет кыргызская сторона". До выполнения этого пункта дело, само собой, не дошло, ведь речь не заходила даже о разработке плана совместной деятельности в этом направлении, не говоря уже о его выполнении. Можно ли винить в этом российскую сторону? Конечно же, нет. В российских СМИ появилась информация о том, что президент КР ошибся, говоря об авиабазе "Кант". В связи с этим местное крупное печатное издание обратилось за разъяснениями в Министерство обороны республики. Заместитель министра ответил, что глава государства, дескать, сказал все правильно. Увы, президенту предоставили, судя по всему, все же неполную информацию, а недосказанность и привела к искажению истинного положения дел. Указанные выше доводы – еще одно подтверждение этому. Хотелось бы напомнить, что подписание в мае 1992 года Договора о коллективной безопасности было обусловлено стремлением государств (в том числе Кыргызстана) совместными усилиями обеспечить территориальную безопасность и целостность бывших советских республик, воссоздать единое для них оборонное пространство. Главной военной составляющей системы коллективной безопасности являются коалиционные группировки войск в регионах, предназначенные для сдерживания или отражения агрессии, а также для проведения других операций в интересах обеспечения безопасности от внешних угроз. В соответствии с решением президентов государств-участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в августе 2001 года были сформированы Коллективные силы быстрого развертывания (КСБР) Центральноазиатского региона, в состав которых вошли части и подразделения Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. С октября 2003 года в составе КСБР ЦАР начала функционировать Российская авиационная база с местом дислокации в городе Канте. База "Кант" была сформирована в соответствии с международными соглашениями от 10 июня 1992 года, 5 июля 1993 года, 21 декабря 1999 года, 27 июля 2000 года, 11 октября 2000 года и 5 декабря 2002 года. Решение о введении ее в состав КСБР ЦАР было принято на сессии Совета коллективной безопасности в апреле 2003 года. |