Bloomberg (США)Редакционная
24.02.2012 В наши дни уже является аксиомой, что демократическая, процветающая страна – член НАТО, Турция, даёт хороший пример для подражания более неблагополучным странам Ближнего и Среднего Востока. Это остаётся по большей части верным, однако Турция, похоже, сдаёт свои позиции.
И не потому, что нео-исламистское правительство превращает страну в теократическое государство в иранском стиле. После двух сроков нахождения у власти этого не произошло. Есть другая проблема, вызывающая беспокойство – то, что правящая Партия Развития и Cправедливости, развивающая демократию, так внушительно начавшая десятилетие назад, сейчас в отступлении.
Последний сигнал поступил на прошлой неделе. Правительство было шокировано, обнаружив, что прокуроры, которым ранее дали особые полномочия, чтобы искоренять террористов, пытались теперь арестовать подобранное правительством руководство спецслужб. Преступлением была их работа, а именно, переговоры с Курдской рабочей партией, внесённой в список террористических организаций и более известной как КРП.
Реакция премьер-министра, Реджеп Тайип Эрдогана, была и прискорбной, и показательной. Он протолкнул законопроект, требующий, чтобы прокуроры получали его разрешение, прежде чем начинать расследование в отношении должностных лиц, действующих по его приказаниям. Это дало ему власть освобождать немногих избранных от подчинения глубоко порочным законам, которые действуют для остального населения страны.
Силовая борьба
Эрдоган сказал, что он всего лишь гарантировал, что "избранные никогда не будут рабами назначенных". Без сомнения, он был искренен. Но его решение не будет работать ни для верховенства закона, ни для демократии, которую, по его словам, он пытается защитить.
Вместо этого Эрдогану следовало бы пересмотреть турецкие антитеррористические законы, чтобы положить конец злоупотреблениям не только в отношении его протеже, но и в отношении тысяч других людей, включая его оппонентов. Печально, но специальные прокуроры в Турции уже несколько лет действуют бесконтрольно. Вот почему доклад представителя Европейского Совета по правам человека, опубликованный в январе, призывает Турцию "рассмотреть вопрос о необходимости суда присяжных с особыми полномочиями".
Турция едва ли единственное государство, которое испытывает трудности с поиском баланса между гражданскими свободами и особыми задачами, связанными с прекращением деятельности террористических организаций. Но законы о терроризме в Турции не просто используются против лиц, подозреваемых в связях с Аль-Каидой. Они применяются также против военных, журналистов, ученых, адвокатов и тысяч этнических курдов, обвиняемых в широких, всё более неправдоподобных террористических заговорах. Зачастую обвинения базируются на том, что в других юридических системах могло бы расцениваться как свобода слова.
Эти злоупотребления усугубляются общепринятой практикой, когда турецкие судьи отказываются отпускать обвиняемых под залог. Многие из таких обвиняемых находятся в тюрьмах годами, а некоторые и десятилетиями, в ожидании судебного разбирательства. В этом заключается обычное наказание заведомо невиновных.
В турецких тюрьмах находится примерно 100 журналистов и издателей, это один из самых высоких показателей для представителей СМИ в мире. Более 200 офицеров – также за решёткой, по обвинению в серии предполагаемых заговоров с целью свержения правительства, с такими названиями, как "Эргенекон", "Кузнечный молот" и "План действий против реакционных (читай – исламистских) сил".
В этом месяце к ним присоединился генерал Илькер Башбуг, бывший начальник Генерального штаба, высший офицер второй по величине армии НАТО до 2010 года. Он был обвинён в том, что возглавлял вооружённую террористическую организацию.
С 2009 года специальные обвинители ополчились и против этнических курдов, придумав ширму в виде группы, в которую записали всех курдских националистов всего спектра. В рамках этой операции к ноябрю 2011 года 7 748 человек было задержано, и около половины из них находилось в заключении в ожидании суда, по данным главной курдской политической партии.
Падение рейтинга
Поэтому неудивительно, что Турция теряет позиции по международным показателям свободы СМИ и сейчас постоянно упрекается теми же организациями ЕС и правозащитными организациями, которые когда-то превозносили Эрдогана и его партию за отказ от смертной казни, в числе других важных достижений. В последнем годовом рейтинге базирующейся в Париже организации "Репортёры без границ", Турция заняла 148-е место из 179 стран, опустившись на 50 мест с 2005-го года. В то же время, множество турецких дел возбужденных в Европейском суде по правам человека в Страсбурге, резко возросло – до 7 749 за прошлый год, это более чем в два превышает число дел, возбуждённых в 2008 г.
Правительство, к его чести, понимает, что у него есть проблема. В январе министр юстиции Турции предложил 88 законодательных поправок, с целью исправления недостатков юридической системы. Эти меры включают прекращение дел по обвинениям за преступления, совершёнными через СМИ, если они влекут максимальное наказание в виде 5 лет заключения, – поправки, которые, вероятно, будут иметь незначительное влияние.
Ничто из этого не следует рассматривать как компрометацию так называемой Турецкой модели. Формула Эрдогана об обеспечении экономического процветания в условиях свободного рынка, где военные отходят на второй план перед выборными должностными лицами, а правительство исламского толка правит в рамках светской конституции, остаётся убедительной. Турция, во всяком случае, на сегодняшний день является самым необходимым союзником для Вашингтона и Европейского Союза больше, чем когда-либо за последнее время.
Но обязанность лидеров ЕС и США – сделать что возможно, чтобы убедить Эрдогана и его правительство вернуться к реформам, которые он проводил во время первого срока своего пребывания у власти. В противном случае, если речь идёт о жизненно важных аспектах, таких как свобода СМИ и верховенство закона, у Турции, возможно, нельзя будет научиться ничему хорошему. Оригинал статьи |