Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Заявление Президента Российской Федерации
Россия начала использовать замороженные активы иностранцев
Украина впервые ударила Storm Shadow вглубь России, сообщил Bloomberg
ВСУ нанесли первый удар ATACMS по российской территории
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Российский флот изменяет масштаб своих океанских амбиций
04.11.09 21:54 Армия, ВПК, спецслужбы
Джейкоб У. Кипп, ′The Jamestown Foundation′, США

В начале октября заместитель министра обороны РФ по вооружению Владимир Поповкин объявил о решении вывести из консервации два тяжёлых атомных ракетных крейсера (ТАРКР – оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда сокращаемая до ТАРК; в источнике же ошибочно для всех описываемых крейсеров используется аббревиатура ТАКР — прим. ред.) и присоединить их к действующему флоту. Это решение было принято всего через год после того, как "Пётр Великий", четвёртый корабль в своем классе и единственный из находящихся в строю, предпринял дальний поход из Североморска – базы Северного Флота – по Средиземному и Карибскому морям, Южной Атлантике и Индийскому океану. В этом плавании, продолжавшемся с 22 сентября 2008 года по 10 марта 2009 года, "Пётр Великий" обозначил военно-морское присутствие – он принимал участие в маневрах с дружественными силами Венесуэлы и Индии, заходил в порты и даже привлекался к операциям против пиратов у побережья Сомали. Остановка "Петра Великого" в порту Ла-Гуайра (город в Венесуэле, аванпорт Каракаса на Карибском море — прим. ред.) в конце ноября совпала с государственным визитом Дмитрия Медведева, который приехал в Венесуэлу чуть позже (Интерфакс, 2 октября).

Этот поход провозгласил возвращение российских военно-морских сил на мировую арену. После введения в строй в 1998 году, приуроченного к трёхсотлетию российского флота, "Петра Великого" несколько лет преследовали неудачи. В августе 2000 года он принял участие в учениях, во время которых взорвалась и затонула атомная подводная лодка "Курск". В марте 2004 года адмирал Владимир Куроедов – в то время главнокомандующий военно-морским флотом – заявил о его неспособности выходить в море из-за технических неисправностей. Корабль был поставлен в сухой док на ремонт и снова присоединился к Северному флоту в августе 2004 года. В 2008 и 2009 годах он стал символом российского военно-морского присутствия. Вместе с кораблями своего проекта он является самым большим из атомных надводных военных кораблей (исключая авианосцы) и часто обозначается устаревшим термином "линейный крейсер".

Командование российским флотом сочло поход настолько успешным, что Министерство обороны раскрыло планы по модернизации и вводу в строй двух других кораблей такого же класса: "Адмирала Лазарева" и "Адмирала Нахимова". Четвёртый из ТАРКРов – "Адмирал Ушаков" (первоначальное название "Киров", построен в 1970-х годах на Балтийских верфях в Ленинграде) – с 1999 года находится в Северодвинске на модернизации и также может присоединиться к флоту. Замминистра Поповкин говорил, что вводимые в строй тяжёлые атомные ракетные крейсера планируется отправлять и на запад, и на восток в целях защиты морской торговли Российской Федерации.

Андрей Кокошин, бывший первый заместитель министра обороны, считает, что после модернизации эти корабли будут обладать и иными возможностями. В интервью Сергею Викторову из газеты "Красная Звезда", Кокошин назвал эти меры "необходимыми, своевременными и чрезвычайно важными". Он особо отметил дальний поход "Петра Великого" и демонстрацию военной мощи вкупе с военно-морским влиянием подобных кораблей в различных областях земного шара ("Красная звезда", 3 октября). При постройке ТАРКРов во времена Холодной Войны, им отводилась роль флагманов российских соединений, борющихся против авианосцев. В 1990-х Кокошин поддержал выделение средств на достройку "Петра Великого" в чрезвычайно сложной материальной и финансовой обстановке. Этот проект помог сохранить ключевые составляющие судостроительных мощностей в Ленинградской области, в то время как на Украине верфи приходили в упадок, а предприятия, связанные с Северным и Тихоокеанскими флотами, были перегружены задачами по демонтажу атомных подводных лодок. Заказ не только обеспечил сохранение балтийской судостроительной базы, но и поддержал высокую квалификацию рабочих, корабельных механиков и конструкторов, что позже помогло возродить верфи Северного флота.

В новой финансовой ситуации модернизированные ТАРКРы видятся Кокошину как "ударные крейсеры" передовой конструкции: с использованием новейших материалов, современными противокорабельными ракетами и системами противовоздушной обороны уровня "Иджис", а также с возможностями последних систем управления боем (C4ISR – Управление, Контроль, Связь, Компьютерная техника, Разведка, Наблюдение и Рекогносцировка — прим. пер.) и электронной борьбы. Приписанные к Северному и Тихоокеанскому флотам, эти суда будут ключевой составляющей в возрождаемой концепции превращения Ледовитого Океана и Охотского моря в "бастионы", где под охраной флота смогут безопасно базироваться российские силы ядерного сдерживания в виде подводных лодок с баллистическими ракетами. Также эти суда вместе с кораблями сопровождения могут быть "свободными военно-морскими силами для защиты российских государственных интересов в мировом океане". Кокошин особо указал на необходимость присутствия пары таких крупных надводных военных кораблей в Азиатско-Тихоокеанской зоне, где они могут внести свою лепту в создание нужной политико-психологической атмосферы на российском Дальнем Востоке и обозначить более значительное военно-морское присутствие в этом районе и в Индийском океане ("Красная Звезда", 3 октября).

В тоже время, тяжёлые авианесущие крейсера (ТАВКР – оригинальная аббревиатура ВМФ РФ, иногда сокращаемая до ТАКР; в источнике же аббревиатура ТАКР используется для обозначения как ракетных, так и авианесущих крейсеров  — прим. ред.) изначально задумывались как флагманы и командные платформы авианосных соединений. А в настоящий момент Россия имеет всего один авианосец* – "Адмирал Кузнецов", приписанный к Северному флоту. В прошлом году Главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий обрисовал план создания шести авианесущих соединений – трёх на Северном флоте и трёх на Тихоокеанском (Интерфакс, 27 июля 2008).

Однако ни на одной российской верфи производство таких кораблей пока не началось. Тем не менее, русские продолжают работы по затянувшейся перестройке "Адмирала Горшкова" – авианесущего корабля класса "Киев" – для ВМФ Индии под новым именем "Викрамадитья". "Викрамадитья" будет разительно отличаться от кораблей класса "Киев" – носовое вооружение будет снято и заменено авиа-катапультой, а в кормовой части его угловой палубы будет располагаться тормозное устройство. Это позволит организовать короткий катапультируемый взлет с палубы и принудительную остановку при посадке (STOBAR). Модернизация предусматривает также установку электронных систем, сконструированных в Европе, и улучшенные условия проживания для экипажа. Данная работа производится в Северодвинске, что позволит тамошним судостроительным предприятиям развить необходимую производственную базу для будущего выпуска авианосцев. В прошлом месяце на "Адмирале Кузнецове" прошли учения по взлёту и приземлению истребителей МиГ-29К/КУБ, которые Министерство обороны Индии заказало для "Викрамадитьи". Комментируя их успешное завершение, Михаил Погосян – генеральный директор компании "Сухой" – сказал, что российскому Министерству обороны понравится самолет, имеющий усовершенствованную авионику и радар "Жук-МЭ" со щелевой антенной решеткой ("Известия", 1 октября).

Все эти разработки указывают, что стремление России построить океанские военно-морские силы на базе своих Северного и Тихоокеанского флотов вполне реально, и что его исполнение уже идет своими нетрадиционными путями.

Опубликовано: Eurasia Daily Monitor, Том 6, выпуск 200

* Все советские и российские авианосцы обозначаются как "авианесущий крейсер" для того, чтобы иметь возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход авианосцев и линкоров по которому не разрешается на основании "Конвенции о режиме проливов", принятой в 1936 году в швейцарском городе Монтрё. Фактически же, по своим характеристикам авианесущие крейсера являются лёгкими авианосцами — прим. ред.
 

cantare05.11.09 12:13
неплохо, если про крейсера правдой окажется
cantare05.11.09 19:14

"...имеющий усовершенствованную авионику и радар "Жук-МЭ" со щелевой антенной решеткой ("Известия", 1 октября)."

Уважаемый редактор, всё таки правильнее - с фазированной антенной решёткой

Zmey05.11.09 21:41
Жук-МЭ может быть и с ЩАР и с ФАР. Не надо тут "поправлять", если не в курсе. А то выглядит как "правильно писать не Ирак а Иран".
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Трутнев: Спутники РФ в Арктике пока не позволяют получить полные данные о льдах
» Усыновление российских детей запретили для граждан стран, где возможна смена пола
» НАТО не готова к войне на истощение с Россией, заявил Залужный
» Франция сделала заявление о ракетных ударах по России
» Грузовой корабль "Прогресс МС-29" прибыл на МКС
» Крупнейшая партия в парламенте Швейцарии выступила против помощи Киеву
» Франция и Британия заплатят в случае ударов ВСУ по России, заявил Ульянов
» До Земли дошла ударная звуковая волна от столкновения галактик — MNRAS

 Репортаживсе статьи rss

» Так сдержать: новую Стратегию развития ВМФ подготовят в 2025 году
» Максим Решетников: «Низкоуглеродная трансформация нужна для устойчивого развития экономики»
» Михаил Ковальчук: история с утечкой мозгов из России уже давно закончилась
» Паритетное направление: чем Россия ответит на развитие ядерной триады США
» Заседание дискуссионного клуба «Валдай»
» Россия и Белоруссия отменят плату за роуминг 1 марта 2025 года
» Главный американский поставщик БПЛА для Украины столкнулся с блокировкой поставок из-за санкций
» Рассекречен архив о легендарном советском разведчике Кузнецове

 Комментариивсе статьи rss

» Генетики Пентагона нацелились на создание суперсолдат для биологической войны
» Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus
» Утечки разоблачают тайный британский план по недопущению прекращения войны на Украине
» "Сбить невозможно". Что известно о ракете, которую представил Путин
» Зачем готовится адвокатская монополия в судах
» Новое оружие Пентагона. В чем риски использования роботов-пулеметов
» Призраки прошлого: в Литве продолжают бороться с коммунизмом
» Китай разоблачает кибероперации США под ложным флагом

 Аналитикавсе статьи rss

» Дональд Трамп выиграл выборы. Чем это грозит России и ее союзникам
» Что получит ВПК России от договора о партнёрстве с Ираном?
» Разгон западного ВПК и стратегические задачи России
» Академическая мобилизация
» Как цифровизация может изменить банковский рынок
» Америка добивает Евросоюз, который утрачивает остатки экономического суверенитета
» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"