Всемирный медиа-саммит впервые прошел 9-10 октября в Пекине. Инициатором его созыва выступило агентство Синьхуа, соучредителями стали ИТАР-ТАСС, медийная корпорация "Ньюс корпорейшн", агентства Ассошиэйтед пресс, Рейтер, Би-би- си, Киодо Цусин, корпорация "Тернер бродкастинг систем", информационный портал "Гугл". В мероприятии, которое проходило в Доме Народных Собраний на площади Тяньаньмэнь, приняли участие около трехсот руководителей 170 иностранных и китайских информационных агентств, теле- и радиокомпаний, газет, журналов, Интернет-порталов. О большом внимании руководства Китая к Всемирному медиа- саммиту свидетельствовало выступление на церемонии открытия председателя КНР, генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао. Вместе с зарубежными гостями в президиуме форума сидели член постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь, член Политбюро и Секретариата, заведующий отделом пропаганды ЦК КПК Лю Юньшань, ответственный секретарь Госсовета КНР Ма Кай, член Госсовета КНР Дай Бинго. Китайские коллеги в кулуарах откровенно говорили, что провести этот саммит они задумали давно, после московского Всемирного форума информационных агентств /2004/, на котором выступал Владимир Путин. При этом китайцы решили разом охватить весь медийный спектр. Важно и то, что на саммит в Пекине приехали, наряду с представителями развивающихся стран, десятки руководителей западных СМИ, которые активно /и что характерно, позитивно! / выступали, возглавляли и направляли работу по секциям. Наблюдая на церемонии открытия форума, как в президиуме слева от председателя КНР занял свое место глава "Ньюс корпорейшн" Руперт Мердок, а справа сел президент АП Том Керли, хотелось ущипнуть себя и задаться вопросом, не сон ли это: еще пару-тройку лет назад такую картину представить себе было просто невозможно. В отличие от экономики, в идеологическую сферу Китай иностранные капиталы и "сопутствующую" идеологию не допускает. Для "капитанов" западного информационного бизнеса оказаться за одним столом с руководителями правящей Компартии Китая до недавнего времени считалось предосудительным. Форум, проведенный вслед за широкомасштабным празднованием 60-летия КНР, можно считать весьма успешным проектом китайского руководства и Синьхуа. Его участники обсудили роль средств массовой информации, возможности и вызовы, с которыми они сталкиваются в современном мире. Особое внимание было уделено развитию цифровых и мультимедийных технологий, кабельных сетей, проблемам радио- и телевизионных вещателей, работе в Интернете. Отдельной темой проходило выживание СМИ в условиях глобального финансового кризиса. Выступавшие подчеркивали, что средства массовой информации не должны способствовать распространению идей экстремизма и терроризма, пропаганде ксенофобии и расовой нетерпимости. Были затронуты и такие проблемы, как сохранение традиций высокопрофессиональной журналистики. "Мы собрались здесь, чтобы сообща обсудить ряд важных вопросов, связанных с сотрудничеством, а также с противостоянием возникающим трудностям, мы обсудим, как развивать СМИ в новой обстановке, чтобы никто не проиграл", – сказал генеральный директор Синьхуа Ли Цунцзюнь. Ху Цзиньтао, сделавший редкий по открытости доклад, призвал иностранные СМИ к правильному пониманию Китая. Он высказался против политически ангажированной критики других стран. "Мировые СМИ должны использовать свои возможности и преимущества для того, чтобы нести идеи мира, развития, сотрудничества, взаимной выгоды и толерантности", – сказал китайский лидер. По его словам, "следует придерживаться принципов равноправия, взаимного доверия, взаимной выгоды, обоюдного выигрыша и совместного развития в интересах углубления обменов и сотрудничества". "Разнообразные средства массовой информации, несмотря на различия в культурах, уровнях и масштабах, должны проявлять взаимное уважение, доверие и перенимать друг у друга опыт", – сказал председатель КНР. Кроме того, отметил Ху Цзиньтао, мировые СМИ "должны, учитывая реальность, реагировать на просьбы и принимать во внимание интересы всех сторон, разворачивать как конкуренцию, так и сотрудничество, стремиться к взаимодополняемости, взаимопомощи и взаимной выгоде". Лидер КНР подчеркнул, что девиз, под которым проходил саммит – "Сотрудничество, действие, взаимный выигрыш и развитие" – отражает те вызовы, с которыми сталкиваются СМИ всего мира, демонстрирует желание медиа кругов к углублению обменов и сотрудничеству в интересах общего развития и мира на планете. "Средства массовой информации должны направлять усилия на побуждение всех стран мира к взаимному уважению, равноправным консультациям в политической сфере, взаимовыгодному сотрудничеству в экономике", – сказал Ху Цзиньтао. Председатель КНР высоко оценил сотрудничество российских и китайских СМИ. Об этом он сказал при встрече с генеральным директором ИТАР-ТАСС Виталием Игнатенко, который являлся сопредседателем медиа-саммита. "Ваше агентство очень много делает для дальнейшего укрепления сотрудничества между нашими странами", – заявил китайский лидер. "Могу признаться, что чаще всего я даю интервью именно агентству ИТАР-ТАСС", – отметил он. "Очень доволен, что сотрудничество вашего агентства с китайскими журналистами развивается успешно", – сказал Ху Цзиньтао . Несмотря на различия условий деятельности прессы в разных странах, практически все выступавшие указывали на схожесть стоящих перед журналистами вопросов, что, в сущности, и собрало вместе представителей медийного сообщества на пекинском саммите. "Современные реалии масс-медиа показывают общность проблем в развитии мировых СМИ", – согласился с этим в интервью корр. ИТАР-ТАСС руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, приехавший на Всемирный медиа-саммит в качестве почетного участника. "Интенсивное обсуждение современных реалий развития масс-медиа демонстрирует, что те проблемы, которые существуют в ведущих странах мира, аналогичны тем проблемам, которые переживают сейчас и российские СМИ", – отметил он. Касаясь работы пекинского медиа-саммита, Михаил Сеславинский обратил внимание на то, что на нем точно так же, как и в России, обсуждаются темы развития цифрового телевидения, интеграции печатных средств массовой информации, Интернета, удержания молодежной аудитории в традиционных СМИ и гуманитарной составляющей развития средств массовой информации". "Надеемся, что Всемирный медиа-саммит будет способствовать развитию сотрудничества между СМИ России и присутствующих на нем стран", – сказал Сеславинский. Выступление Виталия Игнатенко – российского сопредседателя саммита – подняло волнующую мировое журналистское сообщество тему. Генеральный директор ИТАР- ТАСС призвал к сохранению традиции нравственной, объективной журналистики. "Мир новостей и информационной индустрии переживает сегодня огромные перемены, и нам необходимо осознать, степень их воздействия на работу наших СМИ – будь-то информагентства, телевизионные каналы или печатная пресса и радио. Как мы все понимаем, речь идет не только об изменении условий, в которых функционируют теперь СМИ, и модернизации самих информационных структур. Не стоит упускать из виду тот факт, что перемены затрагивают и потребителей новостных продуктов. Сегодня мы создаем не просто новости, а продукт, который затем попадает на рынок и в открытой конкурентной борьбе становится либо востребованным, либо ненужным". Генеральный директор старейшего российского информационного агентства сказал, что еще одной важнейшей темой является внедрение современных технологий в работу информационных структур. "Использование мультимедийных технологий и новейших возможностей мобильной связи, организация специализированных Интернет-конференций стали неотъемлемой частью повседневной деятельности не только электронных СМИ, но и новостных агентств. Эти, казавшиеся еще десять лет назад фантастическими возможности позволяют нам передавать информацию в режиме реального времени и таким образом держать миллиарды людей в курсе событий", – отметил глава ТАСС. "В этой ситуации мы не должны отступать от наших принципов, а, напротив, продолжать поддерживать и бережно сохранять традицию нравственной, объективной журналистики, соответствовать самым высоким профессиональным стандартам в освещении событий", – отметил Виталий Игнатенко. "Нам просто необходима определенная корпоративная этика. У нас должна быть система нравственных ориентиров, которая будет предотвращать распространение средствами массовой информации идей экстремизма и терроризма, пропаганды ксенофобии и расовой нетерпимости", – подчеркнул он, уточнив, что подразумевается, например, формирование единой классификации событий, подразделяющей их на локальные происшествия и проявления глобальных проблем. Актуальна разработка взвешенного подхода к оперативной передаче новостей без однобоких трактовок и двусмысленных формулировок. "СМИ не должны быть ангажированы властью или бизнесом. Талант, совесть и ответственность перед обществом – вот три фундаментальных критерия нашей работы. И выполнять эти обязательства – наш с вами долг и, можно сказать, основное предназначение. Только в этом случае мы можем реализовать наше бремя или привилегию быть "четвертой властью", формирующей общественное мнение", – сказал генеральный директор ИТАР-ТАСС. Он также обратил внимание участников саммита на важность развития "регулярного и самого искреннего диалога между представителями самых различных СМИ по самому широкому кругу вопросов". О пробуждении у народа экологического сознания говорил генеральный директор Синьхуа Ли Цунцзюнь. Отталкиваясь от этой темы, он рассказал о социальном прогрессе в Китае, изменениях в мировоззрении его жителей, распространении идей гуманизма и гармонии. Фактически, доминантой его выступления стали социальная ответственность и общественно- полезная миссия СМИ: "По моему мнению, значение СМИ состоит в широком распространении идеи обеспечения мира, развития и сотрудничества, в стимулировании здорового и устойчивого развития мировой экономики, содействии совместному развитию различных цивилизаций на основе обмена, взаимного уважения и заимствования друг у друга положительного, а также в содействии прогрессу человечества и социальному развитию путем передачи достоверной, объективной и справедливой информации. Этому должны мы отдавать все свои силы". Выступление китайского информационщика в своих наиболее важных моментах перекликалось с выступлением генерального директора ИТАР-ТАСС. Ли Цунцзюнь говорил о серьезном ударе, который нанес мировому медиа-сообществу глобальный финансовый кризис. Но он также подчеркнул, что информационные технологии, в том числе цифровые и Интернет-технологии, несут СМИ "как небывалые шансы, так и огромные вызовы". Главный редактор агентства Рейтер Дэвид Шлезингер основной акцент в своем выступлении сделал на прозрачности деятельности СМИ. Он отметил сдвиги, которые произошли в этой сфере в Китае. Президент и исполнительный директор АП Том Керли подчеркнул, что медиа-саммит в Пекине пришелся на очень важный момент, "когда происходят глубокие перемены в экономической, технологической и культурной областях". Вполне понятна та досада, которая сквозила в выступлении руководителя агентства, понесшего большие потери в ходе нынешних глобальных экономических неурядиц. Особое негодование Тома Керли вызывают те, кто "без разрешения свободно распространяет наши новости". Чтобы изменить ситуацию, сказал он, АП создает свою информационно- регистрационную систему, которая может позволить управлять и следить за защитой интеллектуальной собственности. "Эта система может препятствовать третьей стороне получить наши новости без разрешения и заставить присоединившихся к этой системе распространителей надлежащим образом пользоваться полученными новостями", – отметил руководитель АП. Возможности сотрудничества и конкуренции между новыми и традиционными СМИ в эпоху глобализации оказались в центре внимания директора Киодо Цусин Сатоси Исикавы. Он также не удержался от жалоб на уменьшение доходов от рекламы, сокращения числа подписчиков и "других трудностей". "Я считаю очень важными три момента. Во-первых, обеспечение бесперебойности каналов получения информации, во-вторых, защита авторских прав, в-третьих, гарантии свободных контактов с потребителями информационной продукции", – сказал глава японского информагентства. Об ожесточенной конкуренции со стороны "некоторых СМИ, которые несколько лет тому назад были совершенно незаметными", говорил представитель Би-би-си Ричард Самбрук. "Новые технологии быстро изменили спрос потребителей новостных продуктов. Эти важные перемены заключаются в следующем: потребители начинают играть инициативную роль, принимать участие в медиасфере, в удобное для себя время и по собственному желанию использовать СМИ", – поделился своими озабоченностями британский представитель. Он также подчеркнул, что именно Китай сейчас представляет собой самый яркий пример преобразований в сфере мировых коммуникаций. В Китае самый крупный рынок мобильной связи, свыше половины китайских пользователей Интернета имеют свои блоги, при помощи которых они активно высказывают свое мнение. Китайские СМИ – Синьхуа, Центральное телевидение Китая и Международное радио Китая – активно расширяют вещание за рубежом, стараясь оказывать влияние на международной арене, сказал Самбрук. В целом нужно сказать, что Китай полностью использовал трибуну медиа-саммита для пропаганды своих успехов. С сопредседателями форума встретились член постоянного комитета политбюро ЦК КПК Ли Чанчунь, министр иностранных дел Ян Цзечи, другие китайские деятели. Ли Чанчунь, например, сосредоточился на историческом характере социалистического выбора Китая и руководящей роли КПК. И что поразительно – китайцы меньше всего говорили об экономических успехах своей страны, ее стойком сопротивлении мировому финансовому кризису. Основное внимание в этот раз было уделено демонстрации новой, на этот раз информационной открытости Китая. При этом китайские представители отнюдь не отвергали критические высказывания в свой адрес. Ху Цзиньтао, например, сказал, что Пекин не против конструктивной критики, наоборот, приветствует и готов выслушивать любые замечания и предложения. После пекинской Олимпиады медийный саммит стал еще одним крупным шагом к формированию нового имиджа КНР в глазах окружающего мира. Представители ряда стран высказали пожелание сделать подобные саммиты регулярными. При этом сам Китай не исключил возможности проведения в дальнейшем медиа-форумов у себя на постоянной ежегодной основе. Безусловно, это позволило бы Поднебесной занять место одного из мировых информационных центров. Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС |