МИД Республики Абхазия и общественность Республики выражает удивление в связи с выступлением вице-президента США Джозефа Байдена в Парламенте Грузии в ходе его недавнего визита в Грузию. Особенную озабоченность вызывают ангажированные высказывания американского политика столь высоко ранга, а также некоторые неточности, сознательные или ошибочные исторические перекосы, в связи с чем, хотелось бы обратить внимание на некоторые исторические факты. Абхазы – один из аборигенных народов Западного Кавказа, чья государственность насчитывает 12 веков. На протяжении всей истории абхазский народ не раз подвергался колонизации и насильственной депортации, но никогда не прекращал борьбы за свободу. Исторические факты свидетельствуют о том, что Абхазия оказалась в составе Грузии по воле Сталина. Именно под давлением Сталина, Абхазия в 1931 году была без какого-либо плебисцита преобразована в Автономную Республику в составе Грузинской ССР, что привело к массовым выступлениям с политическими требованиями, которые возобновлялись через каждые 10 лет. Абхазы, единственный народ в Советском Союзе, который поднимал массовые народные протесты против низведения своего статуса до автономии и регулярно с упорством и отчаянием ратовал за отсоединение от Грузии. И это не удивительно, учитывая, что в целях ассимиляции абхазов в 1937 -1953 гг. руководством Грузии были предприняты меры, которые можно квалифицировать только как преступные. Здесь проводились акции массовых репрессий и дискриминации абхазов, с целью полной ассимиляции абхазского народа в грузинской среде. Кульминацией политики уничтожения национальной идентичности абхазов стала грузино-абхазская война 1992-1993 гг., которая повлекла за собой грубые и массовые нарушения прав и свобод человека. Последовательная колониальная и дискриминационная политика грузинских властей, осуществляемая на протяжении всего советского и постсоветского периода, вызывала недовольство и регулярные массовые волнения в мультинациальной и многоконфессиональной Абхазии. Как показала история, на протяжении многих лет политика грузинского руководства была направлена на создание моноэтнического государства. Таким образом, те, кто считает, что Грузия способна развиваться на подобие западной демократии заблуждаются. В Грузии на протяжении многих лет строилась не свободная демократия, а демократическая тирания и это подтверждают режимы уже постсоветской, современной Грузии. Вообще следует обратить внимание тех, кто надеется осуществить в Грузии демократический проект, что подобная модель чужда самой ментальности и духу Грузии. Попытка США сделать Грузию демократическим государством обречена на провал, так как и лидеры, и общество этой страны продолжают мыслить имперскими категориями. Это в принципе невозможно, пока основные усилия нации направлены на возвращение утраченных территорий. Политика Грузии прикрываемая и поддерживаемая Западом направлена на дестабилизацию ситуации в регионе. На фоне беспрецедентной финансовой помощи государству со стороны США, как заявил в своем выступлении г-н Байден сумма, выделяемая в качестве помощи для Грузии, составляет 1млд долларов, официальные власти продолжают процесс милитаризации и вынашивают планы реваншистского военного вторжения на территории Грузии не принадлежащие. Уместно будет напомнить о том, что Парламентская Ассамблея Совета Европы в своей резолюции осудила тоталитарные коммунистические режимы. Парламентарии особо отметили, что народы бывшего СССР наиболее пострадали. Они также призвали осуществить переоценку истории коммунизма и его прошлого без всякой двусмысленности. Однако мы по-прежнему не видим объективной оценки ситуации в Грузии, к которой по воле Сталина были присоединены территории, ей не принадлежавшие. К сожалению, и это вызывает особую настороженность, в своей речи г-н Байден не выразил оценки военной операции Грузии против мирного населения Южной Осетии, хотя данный факт уже давно не подвергается сомнению, в том числе и в дипломатических кругах самой Америки. События августа не только поставили под сомнение действенность и недвусмысленность мер, прилагаемых международными силами для решения конфликтных ситуаций, и состоятельность мирового сообщества в способности трезво оценивать определенные ситуации, но также и то, что, зачастую действуя под прикрытием содействия в урегулировании конфликтов, лидеры некоторых держав преследуют свои собственные интересы, тем самым способствуя эскалации конфликта и подвергая этносы опасности, граничащей с геноцидом (понятие, вызывающее множество споров, однако, когда речь идет об этносе численностью до 200 000 человек, масштабы трагедии приобретают особое значение). Таким образом, та демократия, которую, к примеру, сейчас пытается выстроить Грузия не без помощи Соединенных Штатов, по всей вероятности не имеет ничего общего с соблюдением принципов декларации прав человека, а декларация независимости США, утверждающая: "когда в ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира самостоятельное и независимое положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению.…Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих одну и ту же цель, обнаруживает стремление подчинить народ абсолютному деспотизму, то право и долг народа свергнуть такое правительство и создать новые гарантии обеспечения своей будущей безопасности", по всей видимости, не имеет особой весомости в международном аспекте, раз уж она может быть применима и справедлива лишь для американского народа. А пока США продолжают всячески спонсировать Грузию, помогая последней наращивать свой военный потенциал, и вручать увесистые денежные призы из бюджета простых американцев, исправно выплачивающих налоги. Возможно, последствия финансового кризиса в самих США не столь плачевны, раз экономика страны может позволить себе жесты доброй воли такого рода. Остается надеяться, что всеобщее благоразумие возобладает и средства в размере 1 млрд, выделенные США, на самом деле будут направлены на спонсирование социально-экономической сферы Грузии, испытывающей не лучшие свои времена. В связи с этим МИД РА в очередной раз призывает мировое сообщество обратить внимание на то, что Грузия не прекращает своей агрессивной политики по отношению к малым народам и продолжает наращивать военный потенциал, заручаясь поддержкой западных коллег, подписывая соглашения о сотрудничестве в военной сфере, и восстанавливая военную инфраструктуру, пострадавшую во время августовских событий. Более того, на сей раз под прикрытием патрулирования приграничных территорий в Грузию могут быть направлены военнослужащие США, в связи с чем возникает вопрос, а от кого Грузия собирается защищать свои границы, если за все постсоветское время ни Абхазия и Южная Осетия ни разу не вторглись на территорию Грузии. Именно Грузия неоднократно совершала вооруженную агрессию, вероломно вторгаясь на территорию Абхазии и Южной Осетии. Следует отметить, что в своей речи вице-президент США в очередной раз открыто заявил о стратегических интересах своей страны в регионе. Байден продемонстрировал заинтересованность своего государства в энергоресурсах каспийского бассейна, желание изолировать Закавказье от влияния России, поддержание интересов основных своих партнеров – Турции и Израиля. В этом контексте рассматриваются и стратегические интересы США, направленные на обеспечение гарантий независимости и территориальной целостности Грузии На данный момент США используют Саакашвили как инструмент угрозы безопасности на Кавказе. Попытка же грузинского руководства развернуть пропагандистскую машину, выйти на международную арену под флагом жертвы российской агрессии и таким образом интернационализировать конфликт, оказалась недейственной. В современном мире трудно держать людей в неведении на протяжении долгого времени. События августа 2008 года завершились крахом иллюзий и с политической, и с правовой, и с военной точек зрения по скорому "восстановлению территориальной целостности" Грузии. Грузия сейчас переживает нелегкие времена и в этой связи приезд представителя новой администрации США столь высокого уровня действительно является подарком для официальных властей Грузии, которым так необходимо сейчас отвлечь внимание оппозиции от продолжающихся многомесячных акций протеста. Серьезные проблемы как во внутриполитической, так и во внешнеполитической жизни страны власти Грузии намерены по сложившейся традиции решать за счет своих западных сторонников, а точнее за счет налогоплательщиков США, которые итак переживают нелегкие времена из-за финансового кризиса. Однако даже миллиардная помощь из США вряд ли сможет сгладить кризис власти, экономические проблемы, а также сепаратистские настроения в районах компактного проживания национальных меньшинств, которые грозят перерасти в национально-освободительное движение за независимость от Тбилиси. И что бы не говорил мистер Байден о процветании Грузии, каковы бы не были ожидания США по скорой демократизации страны, реалии сегодняшней Грузии таковы, что в ближайшее время ей не удастся добиться процветания. Внешний долг Грузии уже перевалил за 3 млрд. долларов, а жесткая политика властей Грузии в отношении национальных меньшинств и оппозиционных сил свидетельствует о недальновидности грузинских политиков, которые подвергают Грузию большому и очевидному риску раскрошиться на мелкие части. По-прежнему вызывает настороженность и "политическая неадекватность" грузинского руководства, которое дает понять, что оно явно не настроено на ведение дипломатического диалога. На внешнеполитической арене Грузия утвердила себя в качестве ненадежного партнера. После больших надежд, которые европейские государства и США возлагали на Грузию, пришло разочарование. События августа 2008 года, вероломное нападение грузинских войск на Южную Осетия, доказало, что сколь бы марионеточным не казалось правительство Грузии, Тбилиси не остановится ни перед чем для достижения своих целей, даже если действия эти противоречат всем существующим нормам международного права и основным идеям демократии и гуманизма. Своими действиями грузинские власти лишь доказывают, что жизни людей, народов, которые они считают своими, ничего для них не значат в борьбе за идеи, которые уже давно стали призрачными. Подобная антигуманная политика грузинских властей не может и не должна находить поддержку ни у одного цивилизованного государства мира. С государством с нестабильной властью, в условиях тотального нарушения и ущемления прав человека, агрессивными методами решения как внутренних, так и внешних проблем, невозможно добиться конструктивного диалога. Абхазия же как устойчиво развивающееся демократическое государство, ориентированно на поэтапное, органичное вливание в международное политическое и экономическое пространство, несмотря на подчеркнутую изоляцию со стороны мировой общественности, продолжает вести конструктивный дипломатический диалог со всеми заинтересованными странами и терпеливо идет к своей цели – превращению своей страны в процветающее государство. Абхазия, занимая важное геополитическое положение в Кавказском регионе продолжает оставаться в фокусе пристального внимания как западных держав, так и ведущих международных организаций. Несмотря на официальные заявления г-на Байдена о том, что правительство США никогда не признает независимости Абхазии, несмотря на то, что мировое сообщество упрямо продолжает предвзято и критически рассматривать перспективы Абхазии в качестве самостоятельного государства, несмотря на более чем прохладное отношение Европы и запада к Абхазии, интерес к нашему государству не угасает. Многолетний опыт внешнеполитической деятельности научил нас не только борьбе в отстаивании собственных интересов, но и долготерпению. Мы верим, что признание мировым сообществом не за горами, тем более что современном мире все меняется очень быстро. Поэтому сегодня, когда г-н Байден говорит о том, что США никогда не признает Абхазию, уместно напомнить о том, что когда-то не так давно американский народ и сам боролся за независимость от колониальной Англии и становление независимого американского государства. Быть может и тогда были люди, утверждавшие, что Америка никогда не станет независим государством, однако время доказало обратное. История американского народа остается безмолвным свидетельством того, что именно такие идеалы и ценности, присущие американскому народу и закрепленные в американской конституции, как свобода, равенство и борьба за самоопределение, являются основой развития демократического государства. Именно стремление к независимости и развитию демократических свобод превратило США в одну из ведущих мировых супердержав. И кому как ни американцам знать правдивость слов из английской пословицы "никогда не говори никогда". 27.07.2009
|