15–16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Совета глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества (СГГ ШОС). В нём приняли участие Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, Председатель Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао, Президент Кыргызской Республики К.С.Бакиев, Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, Президент Республики Таджикистан Э.Рахмон, Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов. Председательствовал Президент Российской Федерации Д.А.Медведев. В заседании участвовали Генеральный секретарь ШОС Б.К.Нургалиев и Директор Исполнительного комитета Региональной антитеррористической структуры (РАТС) ШОС М.У.Субанов. На заседании присутствовали и выступили главы делегаций государств-наблюдателей при ШОС – Премьер-министр Республики Индии М.Сингх, Президент Исламской Республики Иран М.Ахмадинежад, первый вице-премьер Правительства Монголии Н.Алтанхуяг, Президент Исламской Республики Пакистан А.Зардари, в качестве гостей председательствующего государства – Президент Исламской Республики Афганистан Х.Карзай, заместитель Генерального секретаря Организации Объединённых Наций по политическим вопросам Л.Пэскоу. Присутствовали также Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь Содружества Независимых Государств С.Н.Лебедев, Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества Т.А.Мансуров, Генеральный секретарь Организации Договора о коллективной безопасности Н.Н.Бордюжа. Формат проведения саммита впервые, помимо встречи в узком составе глав государств-членов ШОС и пленарного заседания с участием руководителей всех делегаций, включал отдельное заседание в узком составе с участием глав государств – членов ШОС и лидеров государств-наблюдателей при Организации. Состоялся углублённый обмен мнениями по вопросам, связанным с ситуацией в мире и регионе. Общие подходы участников Организации к выстраиванию более справедливой и рациональной архитектуры межгосударственных отношений на фоне кризиса традиционных структур обеспечения безопасности и финансовой стабильности отражены в подписанной главами государств – членов ШОС Екатеринбургской декларации, в которой также определены приоритетные направления совместной деятельности в рамках Организации. Главами государств подписана Конвенция ШОС против терроризма, которая укрепляет правовую базу контртеррористического взаимодействия в рамках ШОС и его потенциал, знаменует выход на новый уровень сотрудничества в этой сфере. Дальнейшему совершенствованию механизма консультаций, согласования позиций и взаимодействию в международных делах послужит утверждение Положения о политико-дипломатических мерах и механизмах реагирования ШОС на ситуации, ставящие под угрозу мир, безопасность и стабильность в регионе. Представителями государств – членов Организации подписаны Соглашение между правительствами государств – членов ШОС о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности и Соглашение о подготовке кадров для антитеррористических формирований государств – членов ШОС. В ходе заседания в открытой и дружественной атмосфере рассмотрены основные итоги деятельности ШОС за прошедший после Душанбинского саммита 2008 года период, намечены первоочередные и долгосрочные ориентиры совместной работы по развитию многопрофильного сотрудничества. С удовлетворением констатировано, что со времени предыдущего заседания предприняты целенаправленные шаги по приданию нового качества и динамики деятельности ШОС, укреплению международных позиций Организации. Утверждены доклады Генерального секретаря ШОС о деятельности Организации за прошедший год и Совета РАТС ШОС о работе Региональной антитеррористической структуры в 2008 году. * * * Главы государств подчеркнули, что в условиях мирового финансового кризиса обеспечение безопасности и поддержание стабильности на пространстве ШОС приобретают первостепенное значение. Отмечены итоги специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС (Москва, 27 марта 2009 года), посвящённой вопросам совместного противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности. Одобрены результаты седьмого совещания министров обороны (Москва, 29 апреля 2009 года), первого совещания министров внутренних дел и общественной безопасности (Екатеринбург, 18 мая 2009 года) и четвёртой встречи секретарей советов безопасности (Москва, 20 мая 2009 года) государств – членов Организации. Поставлена задача повышения уровня координации сотрудничества государств – членов ШОС в борьбе с терроризмом и другими угрозами в сфере безопасности. Центральная роль в этом должна принадлежать РАТС ШОС. По итогам состоявшегося 17–19 апреля 2009 года на территории Республики Таджикистан совместного командно-штабного антитеррористического учения государств – членов ШОС – "Норак-Антитеррор – 2009" признано целесообразным продолжить практику регулярного проведения совместных антитеррористических учений. С учётом обмена мнениями на встрече руководителей компетентных органов государств – членов, надел ённых полномочиями по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (Москва, 19 мая 2009 года), дано поручение к следующему заседанию СГГ ШОС представить согласованные предложения о механизмах антинаркотического сотрудничества в рамках Организации. Отмечена важность реализации Плана мероприятий по осуществлению взаимодействия при оказании помощи в чрезвычайных ситуациях в рамках ШОС на 2009–2010 годы, утверждённого на четвёртом Совещании руководителей ведомств государств – членов ШОС, занимающихся вопросами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (5 июня 2009 года, Актау, Республика Казахстан). * * * Главы государств с удовлетворением отметили активное участие государств-наблюдателей при ШОС в мероприятиях Организации, представляющих взаимный интерес. Принято решение о представлении статуса партнёра по диалогу ШОС Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка и Республике Беларусь. Специальной группе экспертов поручено продолжить работу над проектом документа о порядке приёма новых членов в ШОС. * * * Главы государств констатировали, что экономическая составляющая в деятельности ШОС получает заметное развитие, совершенствуется правовая база и организационная структура торгово-экономического сотрудничества. Последовательно реализуется обновлённый План мероприятий по выполнению Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств – членов ШОС, утверждённый на заседании Совета глав правительств (Астана, 30 октября 2008 года). Признано целесообразным принять эффективные меры с целью минимизации последствий мирового финансового кризиса и поощрения более тесного регионального торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в регионе ШОС. Возрастающую роль в этой работе призваны сыграть Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, которым рекомендовано активнее переходить от преимущественно двустороннего сотрудничества к реализации многосторонних проектов. Отмечена важность углубления контактов в гуманитарной сфере в рамках ШОС, что способствует укреплению дружбы и взаимопонимания между народами. * * * Главы государств дали высокую оценку председательству Российской Федерации в ШОС и выразили признательность российской стороне за гостеприимство, оказанное в ходе Екатеринбургского саммита. Очередное заседание Совета глав государств – членов ШОС состоится в 2010 году в Ташкенте. В соответствии с Хартией ШОС председательство в Организации на предстоящий период переходит к Республике Узбекистан.
Главы государств – членов Шанхайской организации сотрудничества по итогам состоявшегося в Екатеринбурге 15–16 июня 2009 года заседания Совета глав государств заявляют о следующем: 1. В современной международной обстановке происходят серьёзные перемены. Стремление к миру и устойчивому развитию, содействие равноправному сотрудничеству стали велением времени. Тенденция к реальной многополярности необратима. Повышается значимость регионального аспекта в решении глобальных проблем. Государства – члены ШОС, подтверждая свою приверженность совместному развитию на основе принципов и положений Хартии Шанхайской организации сотрудничества и Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств – членов ШОС, рассматривают в качестве приоритетной задачи поддержание конструктивного диалога и углубление тесного взаимодействия и партнёрства для совместного поиска эффективных путей решения глобальных и региональных проблем с использованием растущего потенциала и международного авторитета ШОС. 2. Государства – члены ШОС считают, что международное сотрудничество является основополагающим и действенным инструментом в противодействии новым вызовам и угрозам, преодолении глобального финансового кризиса, обеспечении энергетической и продовольственной безопасности и решении такой насущной проблемы как изменение климата. 3. Сложившаяся в мировой экономике и финансах ситуация свидетельствует о необходимости активизации сотрудничества мирового сообщества в сфере контроля и управления международными финансами, предотвращения совместными усилиями нарастания и распространения рисков финансового кризиса, сохранения стабильности экономики. Государства – члены Организации намерены совместно с мировым сообществом прилагать усилия для формирования более справедливого, равноправного, всеобъемлющего и упорядоченного международного финансового порядка, учитывающего реальное соотношение интересов всех его участников и открывающего равный доступ всем государствам к преимуществам глобализации. В этих целях должны быть усилены взаимодействие и информационный обмен в международной финансовой сфере и в вопросах преодоления последствий мирового финансового кризиса на пространстве ШОС. 4. Государства – члены ШОС подчёркивают возрастающую актуальность в нынешних условиях наращивания торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в рамках Организации, в том числе с привлечением потенциала государств-наблюдателей и партнёров по диалогу. Отмечена необходимость ускорения реализации крупномасштабных проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона и выход к мировым рынкам, развитие социальной инфраструктуры, формирование современных международных центров логистики, торговли и туризма, строительство новых предприятий, внедрение инновационных и энергосберегающих технологий, в том числе с возобновляемыми источниками энергии. Осуществление этих проектов, обустройство международных транспортных коридоров, модернизация железных и автомобильных дорог создадут предпосылки для укрепления потенциала региона как трансконтинентального моста и придания нового импульса развитию экономических связей между Европой и Азией. 5. Государства – члены ШОС, отмечая ключевое значение энергетики для успешного развития экономики и создания благоприятных предпосылок для улучшения качества жизни граждан своих стран, заявляют о своей решимости и далее продвигать взаимовыгодное сотрудничество в этой области на основе равноправия, в целях обеспечения эффективного, надёжного и экологически безопасного энергоснабжения. 6. Шанхайская организация сотрудничества исходит из необходимости дальнейшего укрепления правовых основ международных отношений, определяемых общепризнанными принципами и нормами международного права и международными обязательствами государств. Насущной задачей остаётся укрепление центральной и координирующей роли Организации Объединённых Наций в мировых делах, повышение эффективности её механизмов с целью обеспечения адекватного реагирования на вызовы современности, меняющиеся политические и экономические реалии. Реформа Совета Безопасности ООН должна осуществляться при максимально возможном согласии членов международного сообщества. Государства – члены ШОС намерены усиливать координацию в вопросах реформирования ООН и её Совета Безопасности. 7. Государства – члены ШОС подчёркивают актуальность проблемы обеспечения международной информационной безопасности как одного из ключевых элементов общей системы международной безопасности. 8. Государства – члены ШОС, подтверждая свою приверженность диалогу цивилизаций, ценностям мира, толерантности, взаимного уважения и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях независимо от этнической принадлежности, религиозных и иных воззрений, выступают за то, чтобы борьба с международным терроризмом не отождествлялась с противостоянием какой-либо религии. 9. Поддержание международного мира возможно только в условиях равной безопасности для всех без исключения государств. Безопасность одних не должна обеспечиваться в ущерб безопасности других. Урегулирование международных и региональных конфликтов должно осуществляться политико-дипломатическими мерами на основе принципов равноправия и взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Попытки добиться односторонних преимуществ в оборонной сфере контрпродуктивны, подрывают стратегический баланс и стабильность в мире, не способствуют укреплению доверия, сокращению вооружений и разоружению. 10. Государства – члены ШОС отмечают, что распространение ядерного оружия представляет серьёзную угрозу международному миру и безопасности. Фундаментом международной архитектуры по предотвращению распространения ядерного оружия является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Угрозы распространения ядерного оружия могут и должны устраняться на основе ДНЯО при безусловном выполнении всеми его участниками своих обязательств. Государства – члены ШОС подтверждают твёрдую поддержку ДНЯО, приветствуют многосторонние усилия по его укреплению, решительно настроены двигаться в направлении повышения эффективности Договора на основе единства его трёх фундаментальных составляющих: нераспространение, разоружение, мирное использование атомной энергии. Государства – члены ШОС вновь заявляют о намерении содействовать дальнейшей реализации Глобальной инициативы России и США по борьбе с актами ядерного терроризма, а также приветствуют вступление в силу 21 марта 2009 года Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. 11. Государства – члены ШОС приветствуют начало российско-американских переговоров по выработке Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. 12. Государства – члены ШОС выступают за возобновление переговорного процесса по денуклеаризации Корейского полуострова. Они призывают проявлять сдержанность и продолжить поиск взаимоприемлемых развязок на основе достигнутых ранее договорённостей. 13. Государства – члены ШОС выражают серьёзную озабоченность сложной ситуацией в Афганистане, связанной с общими для мирового сообщества угрозами незаконного оборота наркотиков, терроризма, трансграничной организованной преступности. В этой связи признано необходимым активизировать взаимодействие с государствами-наблюдателями при ШОС, Афганистаном и другими заинтересованными странами, а также региональными и международными организациями, в первую очередь с ООН и её специализированными учреждениями. Государства – члены ШОС нацелены на создание в регионе в тесном взаимодействии с другими заинтересованными странами и международными организациями "поясов" антинаркотической и финансовой безопасности. 14. Государства – члены ШОС приветствуют прекращение в Шри-Ланке внутреннего вооружённого конфликта и выражают надежду на установление прочного мира, укрепление безопасности и стабильности в этой стране на основе обеспечения её государственного суверенитета и территориальной целостности, гарантирования прав всех этнических и религиозных групп. 15. Государства – члены ШОС считают одним из приоритетных направлений повышение эффективности взаимодействия по своевременному совместному реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, реализацию комплекса мер, способствующих снижению их воздействия на социально-экономическую сферу. 16. Государства – члены ШОС придают большое значение укреплению сотрудничества в сфере противодействия угрозе особо опасных инфекций и других инфекционных заболеваний. С этой целью признано необходимым задействовать имеющиеся ресурсы и наладить совместную работу по предупреждению распространения эпидемий. 17. Государства – члены ШОС констатируют, что Организация стала важным элементом формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С удовлетворением отмечая растущий интерес международного сообщества к установлению связей с ШОС, они приветствуют присоединение Республики Беларусь и Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка к сотрудничеству в рамках ШОС в качестве партнёров по диалогу. Государства – члены ШОС выражают готовность к расширению практического взаимодействия с Организацией Объединённых Наций, Содружеством Независимых Государств, Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Евразийским экономическим сообществом, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией экономического сотрудничества, Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана, другими международными и региональными организациями и к формированию на этой основе широкой партнёрской сети. Государства – члены ШОС открыты к диалогу, направленному на сближение государств и содействующему построению более справедливого миропорядка, укреплению глобальной стабильности и экономическому развитию. |