Индия против превращения "двадцатки" в элитный дискуссионный клуб На предстоящем в Лондоне саммите "двадцатки" Индия твердо намерена проводить активную и наступательную линию, опираясь на четкое осознание большой значимости своей роли и места в структуре мировых экономических отношений. Касаясь основных подходов Нью-Дели к повестке дня форума, премьер-министр Манмохан Сингх, отправляющийся в британскую столицу 1 апреля, высказал мнение, что все страны в равной мере ответственны за то, чтобы обратить вспять процесс глобального экономического спада. "Большинство людей полагает, что экономика начнет возрождаться ко второй половине 2009 года, – отметил премьер, заслуживший в свое время широкое признание у себя в стране и за рубежом как видный экономист. – Я не астролог, но мы должны работать, добиваясь того, чтобы наша экономика продолжала расти". По мнению индийского премьера, принципиально важно, чтобы все государства "исходили из обязательства работать совместно, чтобы спад обратился вспять и мировая экономика вновь начала набирать обороты". При этом Манмохан Сингх решительно высказался против попыток некоторых государств прибегать в сложившемся положении к протекционистским мерам. "Протекционизм это – враг прогресса, – решительно заявил он. – Мы должны гарантировать, что все не закончится ситуацией, подобной Великой депрессии 1930-х годов". Накануне саммита наблюдатели сходятся на том, что антипротекционизм будет главным акцентом индийской позиции. На крайний случай – и Нью-Дели не будет этого скрывать в ходе лондонских дискуссий – Индия оставляет за собой право ответить взаимностью на любые шаги, направленные на закрытие рынков и ограничение возможностей предоставления услуг. Выстраивая аргументацию такого подхода, индийское руководство учитывает то, что сейчас ряд крупных индийских фирм инвестирует во многих странах мира, способствуя расширению там занятости. Одновременно будет подчеркиваться, что экономический рост в таких странах, как Индия и Китай, во многом влияет на перспективы глобального экономического возрождения. "Мы должны, используя эти рычаги для отстаивания своих интересов, сломать сохраняющиеся стереотипы и начать работать с международным сообществом над программой преодоления кризиса, – полагают источники в индийской делегации. – Сегодня у нас есть много того, что может быть задействовано в переговорном процессе. Это – новый фактор, который будет для нас стержневым на лондонском саммите". Рассматривая "багаж", с которым премьер-министр Индии отправляется в Лондон, нельзя не признать, что он выглядит вполне солидно для того, чтобы Манмохан Сингх мог чувствовать себя на встрече "двадцатки" достаточно уверенно. Индийская экономика, несомненно, не могла уберечься от последствий глобального финансового кризиса и экономического спада. Но, в силу своих масштабов, многоукладности, огромного инерционного потенциала, а еще и благодаря грамотно принятым корректирующим мерам, она проходит кризисную бурю с меньшими издержками, чем те, что наблюдаются во многих других государствах. Об этом говорят не только оптимистичные отчеты правительства, которое особенно заинтересовано в том, чтобы удержать страну от каких-либо потрясений накануне предстоящих с середины апреля по середину мая всеобщих парламентских выборов. О феномене крупнейшего государства Южной Азии, достойно выдерживающей удары финансово-экономической бури, говорят и независимые эксперты, и влиятельные специализированные международные организации. В конце февраля индийское Центральное статистическое управление /ЦСУ/ представило расчеты темпов роста валового внутреннего продукта /ВВП/ в период третьего квартала текущего 2008-09 финансового года /завершается в марте/. Из них следует, что в октябре-декабре экономический прирост составил 5,3 проц. Это существенно меньше среднего показателя за первые шесть месяцев финансового года, который достигал 7,8 проц. Такой итог, хотя и был предсказуем, стал сюрпризом для многих экспертов, предполагавших, что замедление темпов будет несколько меньшим. В целом на год, с учетом спада, ЦСУ прогнозировало рост на уровне 7,1 проц. Простая арифметика показывает, что для компенсации потерь и выхода на такой средний показатель необходимо, чтобы в последнем квартале динамика экономического развития составила не менее 7,5 проц. Очевидно, что обозначившиеся тенденции не обещают такого сценария. Однако отечественные и зарубежные экономисты в один голос признают, что Индия, вероятно, сможет завершить финансовый год со средним показателем роста ВВП в 6-6,5 проц. Такой результат следует считать весьма впечатляющим по нынешним общемировым меркам. И он лишний раз подчеркивает, что на фоне свертывания экономик развитых держав ни одна из других крупнейших развивающихся стран, за исключением Китая, не может даже надеяться на то, чтобы равняться с Индией. Разумеется, в стране хорошо осознается тот факт, что показатель в 5,3 проц,, зафиксированный в третьем квартале, следует расценивать как ясный индикатор цены, которой приходится платить за последствия глобального кризиса. Уместно напомнить, что до того, как "грянул гром", на протяжении ряда последних лет Индия двигалась вперед со среднегодовыми темпами прироста ВВП близкими к 9 проц. Очевидно, что к такому уровню она сможет возвратиться еще не скоро. Мировые потрясения болезненно отзываются на разных участках индийского экономического организма. Особо можно выделить две сферы, которые вызывают наибольшую тревогу. Это – возросшее напряжение в структуре денежно-финансовой системы и падение экспорта. Стабильное снижение экспортных показателей, вызванное съежившимся спросом на индийские товары в традиционных странах-импортерах и в целом на мировых рынках /в январе объем экспорта составил 12,38 млрд долларов – на 16 проц. меньше, чем за тот же период предыдущего года/, непосредственно отражается и на пополнении государственной казны. Закономерно, что из-за уменьшения отчислений от доходов экспортеров и без того небезграничные ресурсы оказались в состоянии еще большего стресса. Тем не менее, правительство Манмохана Сингха уже трижды в течение последнего полугодия прибегало к финансовым "инъекциям" и фискальным коррекциям, нацеленным на стимулирование экономики и сдерживание спада. Очевидно, что всякий раз, выходя с очередным пакетом мер, оно максимально мобилизовало имевшиеся возможности, но не позволяло себе тратить больше предельно допустимых объемов. При этом правящий альянс, конечно же, не мог не учитывать свои же насущные интересы, заглядывая в самое ближайшее будущее. Ведь, полагаясь на победу на грядущих парламентских выборах, он должен был позаботиться о том, чтобы иметь дело с приемлемым экономическим наследием. В этом смысле нынешнее правительство лишено возможности свалить накопившиеся проблемы на нерадивого предшественника и получить время на размышления и раскачку. Между тем, учитывая нынешние тенденции, к моменту завершения в конце марта текущего финансового года общий дефицит платежного баланса страны в совокупности с внебюджетными обязательствами по задолженностям составит порядка 9 проц. от объемов ВВП. Если к этому добавить и дефицит, распределенный по индийским штатам, то показатель может достичь в общей сложности 12 проц. ВВП – рекордной планки за всю историю республики. Начало марта было отмечено в Индии еще двумя рекордами. Рынок акций упал до самых низких показателей за последние три года. В то же время курс национальной валюты вплотную подошел к 52 рупиям за один доллар, чего до этого никогда не случалось. Правда, в последующие недели скатывание рупии приостановилось, и она даже смогла несколько отыграть свои прежние позиции. Примечательно. что в своих рекомендациях, представленных индийскому правительству в середине марта, Международный валютный фонд /МВФ/ советовал принять дополнительные кредитно-финансовые меры, чтобы добиться более эффективного сдерживания негативных процессов в экономике. По расчетам экспертов МВФ, которые не слишком сильно расходятся с правительственными прогнозами, в завершающемся 2008-09 финансовом году Индия покажет темпы экономического роста на уровне 6,25 проц., а в следующем – примерно на один процент меньше. При этом аналитики обращают внимание на резкое уменьшение в стране инфляции: если в августе прошлого года этот показатель достиг пика в 12,9 проц., то в среднем за финансовый год обещает составить 8,8 проц. Последнее объясняется тем, что в последние месяцы инфляционный индекс "ушел в пике": уже в февраля он составил 2,43 проц., а по итогам первой недели марта – лишь 0,44 проц. Такая ситуация позволяет даже предрекать стране дефляцию, чего индийская экономика еще никогда не переживала. Это может сопровождаться снижением цен на ряд категорий товаров. Однако пока индекс розничных цен не оправдывает таких надежд: он в целом остается на уровне, который был в прошлом году при инфляции в 11-12 процентов. Ряд известных экономистов расценивает складывающуюся в Индии ситуацию как проявление стагфляции, когда инфляция снижается, а экономика не растет должными темпами. По их прогнозам, о признаках экономического "выздоровления" можно будет уверенно говорить, если темпы роста ВВП составят 6-6,5 проц., а инфляция стабилизируется примерно на 3 проц. Наиболее оптимистически настроенные экономисты сулят, что позитивные симптомы дадут себя знать к концу 2009 года. Но "явные признаки улучшения", по их мнению, проявятся только в 2010-11 финансовом году. По очевидным причинам, нынешнее правительство усиленно старается рисовать более радужную картину. Комментируя за две недели до саммита "двадцатки" тенденции в индийской экономики, министр иностранных дел Пранаб Мукерджи, проявивший себя на поприще министра финансов в период послеоперационной реабилитации премьера, напомнил о трех пакетах по экономическому стимулированию, инициированных правящим альянсом. Последний из них был принят в середине февраля. "Потребуется 2-3 месяца, чтобы последствия этих мер начали проявляться", – убежден ветеран индийской политической авансцены. Он увязал наблюдающийся рост безработицы в некоторых индийских производственных отраслях, включая компании, специализирующиеся на выполнении экспортных заказов на разработку программного обеспечения, с результатами глобального экономического спада. "Вызванные мировым кризисом потери рабочих мест в Индии серьезно беспокоят правительство, и мы намерены поднять эту проблему на саммите, настаивая на том, что развитые страны не должны прибегать к протекционистской политике, – заявил Мукерджи журналистам. – Вместе с тем, я не стал бы нажимать сейчас кнопку паники". Последнее замечание министра, вероятно, было адресовано не только внутренним потребителям. Нью-Дели хорошо осознает, что убедить другие государства в необходимости активного взаимодействия в предотвращении наращивания протекционистских барьеров будет крайне сложно. Отчасти это уже показала предварительная встреча официальных представителей стран "двадцатки", состоявшаяся в Хоршеме. Похоже, труднее всего будет избежать соблазна, которому подаются многие государства, на словах осуждающие протекционизм, а втихую прибегающие к различным защитным мерам, особенно в сферах услуг и финансов. В частности, Индию беспокоят ограничения, которые вводятся вашингтонской администрацией в отношении получающих помощь банковских учреждений, если они нанимают на работу сотрудников, прибывших в США по профессиональным визам. Среди таких специалистов много индийцев, и как ожидается, Манмохан Сингх поднимет эту проблему на запланированной двусторонней встрече с президентом Бараком Обамой. Ранее индийская сторона уже поднимала этот вопрос на уровне американских конгрессменов. Как подтверждают источники в делегации Индии, в ходе лондонского саммита она будет работать как на многосторонней, так и на двусторонней основах. Наряду с продвижением своей антипротекционистской позиции Индия намерена также настаивать на расширении состава участников Форума по финансовой стабильности /FSF/, который объединяет сейчас представителей правительственных ведомств и банков 12 государств, а также ряда международных финансовых организаций. По мнению Нью-Дели, у Индии и Китая есть все основания считать себя наиболее сильными и достойными претендентами на вхождение в состав FSF. C реализацией такого плана Индия связывает и надежды на укрепление своего влияния в международных финансовых делах. В целом Нью-Дели считает необходимым сосредоточить усилия на том, чтобы способствовать поиску взаимоприемлемых конструктивных инициатив, увести участников саммита "двадцатки" от замыкания исключительно на собственных ограниченных позициях, добиваться баланса мнений и принимаемых решений. Тем самым Индия рассчитывает, что "двадцатка" не скатится до уровня элитного дискуссионного клуба. Источник: Компас "ИТАР-ТАСС" С чем идет Китай к саммиту "большой двадцатки"? Саммит "большой двадцатки" станет своего рода площадкой, на которой развитые и развивающиеся страны постараются определить возможности сотрудничества в борьбе с мировым финансовым кризисом. Китаю, как наиболее динамично развивающейся экономике, на этом форуме будет отведена весьма важная роль. На организованном в преддверии саммита специальном брифинге заместитель министра иностранных дел КНР Хэ Яфэй подчеркнул, что "экономическая ситуация в мире остается очень сложной". "Для противодействия мировому финансовому кризису и поддержки экономики многие страны приняли различные меры, об эффективности которых пока рано судить. Сейчас сложно сказать, когда экономика начнет выходить из состояния спада", – сказал дипломат. В этих условиях, заявил он, необходимо, чтобы международное сообщество "продолжало совместные усилия по противодействию кризису". Основными темами нынешнего саммита, отметил Хэ Яфэй, станут укрепление международного сотрудничества в макроэкономическом регулировании, обеспечение стабильности мировой валютно-финансовой системы, а также реформирование международной финансовой системы. "Китай будет активно принимать участие в саммите на основе конструктивного и ответственного подхода и приложит все усилия для того, чтобы на нем были достигнуты конкретные результаты по важным международным вопросам", – сказал он. Китайский высокопоставленный дипломат также сообщил, что председатель КНР Ху Цзиньтао планирует встретиться с президентом РФ Дмитрием Медведевым в рамках саммита. Ху Цзиньтао также проведет переговоры с президентом США Бараком Обамой, премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, японским премьером Таро Асо и рядом других руководителей. Встреча председателя КНР с Обамой станет первой с момента прихода к власти нового президента США. По словам дипломата, содержание их беседы будет затрагивать "вопросы китайско-американских отношений, мирового финансового кризиса, а также важные международные и региональные проблемы". Кроме того, лидеры двух стран также могут обсудить темы, касающиеся международной безопасности, включая ядерную проблему Ирана. Мировое сообщество внимательно следит за шагами, которые предпринимает Китай в борьбе с кризисом, поскольку антикризисные меры КНР по поддержке тех или иных отраслей своего народного хозяйства так или иначе оказывает влияние на общую ситуацию в мировой экономике. Обладая валютными запасами почти в 2 трлн долл, Китай может раньше остальных "выбраться на берег", поспособствовав при этом улучшению ситуации в других странах. В связи с этим, считает эксперт Всемирного банка Ду Давэй, "как одной из наиболее важных стран в мире, Китаю необходимо играть активную роль на саммите в Лондоне". Экономика Китая, полагают многие эксперты, по сравнению с другими странами не столь серьезно пострадала от валютно- финансового кризиса. Несмотря на то, что Всемирный банк пересмотрел показатели роста ВВП в КНР в текущем году, снизив планку до 6,5 проц., эта цифра все же является впечатляющей на общем фоне. Впрочем, правительство Китая по итогам завершившейся 13 марта в Пекине ежегодной сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ поставило задачу обеспечить рост национальной экономики на уровне 8 проц. "Китаю с его 1,3-миллиардным населением для расширения занятости в городе и селе, для увеличения доходов населения и поддержания социальной стабильности необходимо сохранять определенные темпы роста", – заявил премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. По его словам, основными задачами правительства сейчас являются "преодоление тенденции к замедлению экономического роста и проведение стратегического курса на повышение внутреннего спроса". И все же нужно констатировать, что к саммиту "большой двадцатки", на котором от Китая, по всей видимости, будут ждать конкретных предложений и провозглашения более активной роли в противодействии кризису, Поднебесная идет со своим собственным увесистым грузом экономических проблем. Начиная с ноября прошлого года, в стране, которая последние три десятилетия демонстрировала всему миру пример "экономического чуда", наблюдается серьезное сокращение объемов экспорта. Кризис нанес большой ущерб ориентированным на внешний рынок отраслям народного хозяйства. Согласно официальным данным Главного таможенного управления КНР, в январе 2009 года экспорт Китая сократился на 17,5 проц., а в феврале – на 25,7 проц. Тревожные явления во внешней торговле КНР стали следствием падения спроса на китайскую продукцию за рубежом. По итогам 2008 года средний рост индекса потребительских цен /CPI/ составил 5,9 проц., что на 1,1 проц. превышает показатели 2007 года. Несмотря на все меры правительства, не удалось реализовать поставленную задачу по сдерживанию среднего роста индекса в 2008 году в пределах 4,8 проц. В феврале текущего года под влиянием кризиса в Китае впервые за последние шесть лет был зафиксирован отрицательный рост индекса, который снизился на 1,6 проц., что дало повод ряду экспертов заговорить о дефляции и о кризисе перепроизводства. В 2009 году правительство страны, с учетом нынешней ситуации, поставило задачу обеспечить средний рост CPI в пределах 4 проц. Неблагоприятная картина наблюдается в инвестиционной сфере. Последние четыре месяца в Китае отмечается резкое сокращение объемов прямых иностранных инвестиций, которые всегда были одним из важнейших факторов быстрого экономического роста страны. В январе приток зарубежного капитала составил 7,54 млрд долларов, что на 32,6 проц. меньше, чем в аналогичный период 2008 года. Впрочем, китайское правительство настроено достаточно оптимистично и считает, что в долгосрочной перспективе приток инвестиций стабилизируется. К общему комплексу экономических проблем, возникших с приходом кризиса в Китае, следует также отметить ухудшающуюся ситуацию в сфере занятости населения. Так или иначе, правительство КНР уже продемонстрировало решимость бороться с экономическими потрясениями, выделив на поддержку основных отраслей народного хозяйства 4 трлн юаней /585 млрд долларов/. Этот стимуляционный антикризисный пакет мер рассчитан на ближайшие два года и может быть дополнен, "если в этом возникнет необходимость". В целом, власти сейчас рассчитывают крупными инвестициями поддержать экономический рост, направляя средства на "социально значимые проекты", а также стимулирование внутреннего спроса. Китайское правительство признается, что это будет непростая задача, однако для ее выполнения "есть все необходимые условия". Что касается конкретных предложений, с которыми Китай может выступить на саммите, то здесь следует обратить внимание на заявление премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао, который в середине марта заявил, что "вопрос оказания поддержки развивающимся странам в условиях кризиса должен стать важной темой на предстоящем саммите "большой двадцатки" в Лондоне"."На фоне мирового финансового кризиса развивающиеся страны сталкиваются с самыми большими сложностями", – сказал глава китайского правительства. По его мнению, "развитые страны должны уделять больше внимания оказанию финансовой поддержки развивающимся странам". "Я надеюсь, что в условиях этого финансового кризиса самые неразвитые страны не будут забыты", – отметил он. Китай, подчеркнул Вэнь Цзябао, является крупнейшим развивающимся государством мира. В 2008 году, сообщил он, КНР, выполняя свои обязательства, списала долги 46 самым бедным странам на общую сумму свыше 40 млрд юаней /5,8 млрд долл./, а также предоставила более 200 млрд юаней /около 29 млрд долл./ в качестве помощи развивающимся странам. Таким образом, ожидается, что Пекин, который традиционно позиционирует себя как "защитника" развивающихся стран, будет продолжать настаивать на большей поддержке менее развитых государств со стороны ведущих мировых экономик. Кроме того, Китай, по всей видимости, обратит внимание участников саммита на необходимость реформирования структуры Международного валютного фонда с учетом изменившейся ситуации на мировом валютно-финансовом рынке. "Китай призывает все страны-члены Международного валютного фонда /МВФ/ разделить ответственность в вопросе финансовой поддержки этой организации в условиях кризиса", – сказал Вэнь Цзябао. "Увеличение вложений в Международный валютный фонд не является вопросом для одной отдельной страны. Мы выступаем за то, чтобы все страны-члены взяли на себя эту ответственность", – подчеркнул глава китайского правительства. Вэнь Цзябао также обратил внимание на необходимость реформирования внутренней структуры МВФ для защиты финансов и инвестиций от возможных рисков. "Нам необходимо увеличить участие других международных финансовых организаций в поддержке МВФ", – отметил он, подчеркнув при этом, что увеличение финансовых вливаний в МВФ "должно происходить на принципах добровольности". Ряд китайских экспертов в то же время сомневаются в эффективности предстоящего саммита. Основанием для подобных прогнозов служит тот факт, что необходимое реформирование мировой финансовой системы, к которому призывает Китай, может оказаться невыполнимым в ближайшей перспективе из-за различия в подходах к этому вопросу у США и Евросоюза. "Лондонский саммит может и не принести продуктивных результатов в противодействии кризису. Совершенно нереально ожидать быстрых изменений в международной монетарной и финансовой системах, где доминирует доллар США", – считает заместитель директора Института финансов и банковского дела при Академии наук Китая Инь Цзяньфэн. В Китае сейчас идет скрытая полемика о собственной роли в поддержке экономики США. Китай уже является крупнейшим кредитором Соединенных Штатов, он вложил в американские гособлигации около 700 млрд долларов /по некоторым данным, эта цифра значительно больше/. Некоторые китайские эксперты согласны, что Пекин и Вашингтон находятся "в одной лодке", как об этом, кстати, прямо заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон во время своего недавнего визита в китайскую столицу. Эти аналитики склонны считать, что сейчас нужно всячески поддержать американскую экономику, чтобы не рухнуть всем вместе в экономическую пропасть. Данная группа специалистов обоснованно подчеркивает, что США – крупнейший рынок китайских товаров, включая китайскую электронику. Другие специалисты, однако, столь же резонно указывают, что Китай уже потерял на американских ценных бумагах 80 млрд долларов и может потерять еще больше, ибо трудно ожидать от США "ответственного поведения" в отношении зарубежных партнеров. Безосновательно рассчитывать также на какую-то "благодарность" американцев в будущем, язвительно отмечают эти специалисты. Отражая мнение китайских скептиков, премьер Госсовета на пресс-конференции в рамках недавней сессии Всекитайского собрания народных представителей подчеркнул, что Китай, как крупнейший держатель долговых обязательств США, хотел бы, чтобы Соединенные Штаты вели себя как "ответственное государство" и "гарантировали безопасность китайского капитала". Несмотря на все опасения и риски, которые возникают у Китая в связи с покупкой американских долгов, 23 марта зампредседателя Народного банка Китая Ху Сяолянь заявила, что Пекин продолжит выкупать казначейские ценные бумаги США, поскольку инвестирование в них является важной частью политики КНР в применении валютных резервов страны. Развивая эту тему, официальный представитель МИД КНР Цинь Ган на брифинге заявил: "Китай надеется, что американская сторона обеспечит безопасность китайского имущества и инвестиций в США". Отвечая на вопрос относительно решения Федеральной резервной системы /ФРС/ США о выделении значительных средств на покупку долгосрочных государственных облигаций и ценных бумаг для стимулирования национальной экономики, дипломат сказал, что китайская сторона "приняла во внимание ряд мер, принимаемых американским правительством для стимулирования экономики". "Дадут ли эти меры результаты – покажет только практика", – добавил Цинь Ган. По его словам, "китайская сторона надеется, что эти меры в кратчайшие сроки дадут положительный эффект для содействия скорейшему возрождению американской экономики и здоровому и стабильному развитию мировой экономики, включая китайскую". Еще один вопрос, который так или иначе сейчас приобретает все большую актуальность, касается возможности поиска альтернативной доллару резервной валюты. Китай, по словам зампредседателя Народного Банка Китая Ху Сяолянь, считает возможным обсуждать этот вопрос, однако настаивает на необходимости в нынешних условиях "усилить контроль" за существующей валютной системой, основанной на долларе США, который продолжает оставаться главной валютой, обслуживающей торговые расчеты и инвестиционную сферу. Как бы там ни было, но китайские руководители считают, что Китаю необходимо воспользоваться саммитом "большой двадцатки", чтобы укрепить свое влияние в решении важных мировых финансовых вопросов. Даже если надежды на скорые результаты не столь уж велики. Пекину, считают наблюдатели, стоит сыграть активную роль на этом форуме, который остается, пожалуй, единственной площадкой для координации международных усилий в преодолении наиболее острых проблем в мировой экономике на сегодняшний день. Иван Каргапольцев, Андрей Кириллов, корр. ИТАР-ТАСС в Пекине Источник: Компас "ИТАР-ТАСС" |