Об авторе: Андрей Серенко – эксперт Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА).
Бывший посол США в ООН, американец афганского происхождения Залмай Халилзад, похоже, готовит политический переворот в Кабуле. В пользу этого говорят сведения, оказавшиеся в распоряжении информационного портала "Афганистан.Ру".
Оставивший посольский кабинет в Нью-Йорке в начале марта Залмай Халилзад, несколько дней назад прибыл в афганскую столицу. Сняв целый этаж в единственной пятизвездочной гостинице "Сирена" (в той самой, на которую в конце 2008 года боевики полевого командира талибов Джелалуддинна Хаккани совершили дерзкий налет), Халилзад превратил ее, по сути, во второй дворец "Арг". Как сообщают кабульские источники "Афганистан.Ру", в апартаментах Халилзада стали регулярно бывать афганские политики, депутаты, члены кабинета министров и чиновники рангом поменьше.
Вскоре выяснилось, что Залмай Халилзад не просто интересуется состоянием дел на своей исторической родине (как отмечают кабульские эксперты, они ему известны лучше, чем, возможно, кому-либо еще в афганской столице). Основная активность американского мэтра тайной дипломатии была направлена на подготовку полулегальной конференции "по национальному примирению", на которую Халилзад пригласил едва ли не всех основных политиков, находящихся в оппозиции действующему президенту Хамиду Карзаю, а также потенциальных кандидатов в президенты Афганистана. Местом проведения "объединенной конференции" была выбрана столица Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) – Дубаи. Как вскоре выяснилось, выбор в пользу одной из арабских столиц был сделан не случайно.
Источники "Афганистан.Ру", заслуживающие доверия, сообщили, что на "объединенной конференции" в Дубаи, которая состоялась 15 марта, присутствовали около 30 человек. Среди них было пятеро представителей движения Талибан, в том числе и лица, входящие в ближайшее окружение лидера афганских талибов муллы Омара. Очевидно, что именно из-за этих "делегатов" Талибана американский дипломат Халилзад выбрал местом проведения "объединенной конференции" арабскую столицу – ни один из западных городов не согласился бы принять у себя представителей организации, признанной мировым сообществом в качестве террористической.
Детали "дубайской конференции" Залмая Халилзада пока не известны. Однако кабульские аналитики уже успели назвать ее "мини-Бонном" (по аналогии с международной конференцией в Бонне в 2001 году, которая определила основную политическую архитектуру Афганистана после свержения режима талибов). Некоторые кабульские эксперты уверены, что "конференция Халилзада" может сыграть едва ли не решающую роль в определении формата предстоящих президентских выборов в Афганистане.
Учитывая демонстрацию особого отношения Залмая Халилзада к приглашенным в Дубаи "яростным муллам" (делегаты Талибана, прибывшие 15 марта в столицу ОАЭ, по словам очевидцев, отнюдь не являются "умеренными талибами", на переговорах с которыми в последние недели настаивают США и Великобритания, а, напротив, принадлежат к самому радикальному крылу движения муллы Омара), кабульские наблюдатели полагают, что целью "дубайского саммита" было зондирование возможности объединения официальной, системной оппозиции Хамида Карзая и непримиримой оппозиции Талибана.
Другими словами, Залмай Халилзад предпринял 15 марта попытку синтеза различных оппозиционных течений в афганском обществе. Очевидно, что, в канун президентских выборов в Афганистане, такой синтез может быть осуществлен лишь на одной основе – неприятии фигуры действующего главы государства Хамида Карзая.
Таким образом, Залмай Халилзад, фактически, выступил в роли архитектора новой антикарзаевской оппозиции, в которой, судя по демонстрации дубайских предпочтений, главную роль должны будут играть согласившиеся на "интеграцию во власть" талибы, а не ставшие уже привычными вожди "системной оппозиции" из структур Северного альянса.
Следует отметить, что "дубайскому саммиту" предшествовали закрытые встречи Залмая Халилзада с ведущими афганскими политическими экспертами. Важнейшая из них состоялась 13 марта, опять-таки, в апартаментах отеля "Сирена". На ней присутствовали, по информации "Афганистан.Ру", три кабульских аналитика. Пресса допущена к разговору не была (хотя, вероятно, Халилзад прекрасно понимал, что утечек информации не избежать). Тем не менее, "простой афганец" (как назвал себя бывший посол США в ООН, едва ступив на кабульскую землю) сделал несколько крайне важных заявлений на встрече 13 марта.
Во-первых, Залмай Халилзад предсказал скорое обострение ситуации в северных афганских провинциях. Во-вторых, Халилзад не исключил возможности своего выдвижения в качестве кандидата на президентских выборах в Афганистане (разумеется, при условии, что "об этом попросит народ").
В-третьих, Залмай Халилзад сказал кабульским собеседникам, что был в свое время причастен к организации Боннской конференции 2001 года, а также являлся автором идеи выдвижения Хамида Карзая на пост руководителя Афганистана семь лет назад. При этом Халилзад заметил, что "политики и политтехнологи иногда совершают ошибки".
Наконец, в-четвертых, беседуя с кабульскими экспертами 13 марта, Халилзад заявил, что при разработке нынешней афганской Конституции были допущены ошибки. "Напрасно мы приняли тогда нынешнюю афганскую Конституцию", - заметил Залмай Халилзад. По мнению бывшего посла США в ООН, следовало бы взять пример с Ирака и принять временную Конституцию – на период до стабилизации политической жизни в стране.
Как предположили некоторые аналитики, сетования Халилзада по поводу "несовершенства" нынешней афганской Конституции связаны с тем, что Основной закон страны является препятствием для интеграции талибов в систему нынешней кабульской власти.
Таким образом, Залмай Халилзад 13-15 марта продемонстрировал основные подходы к оценке нынешнего афганского политического процесса. Главными трендами, составляющими содержание этой оценки, являются "несовершенство нынешней афганской Конституции" и необходимость интеграции талибов (причем, отнюдь не только "умеренных") в систему афганской власти. Последнее обстоятельство предполагает фактический отказ от принципов Боннской стратегии 2001 года, многочисленных резолюций ООН, фиксирующих террористический статус практически всех лидеров Талибана, а также снос Хамида Карзая, прочно ассоциирующегося с "боннскими" и "ооновскими" политическими "твердынями" 2001-2008 годов.
Реализация продемонстрированных Залмаем Халилзадом в марте 2009 года подходов к модернизации (радикальной ревизии) актуальной афганской политической модели неизбежно предполагает пересмотр действующей афганской Конституции, а также демонтаж режима Хамида Карзая – прежде всего, отстранение действующего афганского президента от власти. Другими словами, реализация "проекта Халилзада" возможна лишь через политический переворот. Во всяком случае, последние демарши Залмая Халилзада (идея пересмотра Конституции, организация встреч с талибами афганских политиков в Дубаи, попытка сформировать альтернативный центр силы в стране, вполне сознательно ослабляя имеющиеся официальные органы власти) имеют признаки не только "нового политического мышления", но и подготовки политического переворота в Афганистане.
Очевидно, что появившийся в марте 2009 года "план Халилзада" (афганская "перестройка") является частью совместной "новой стратегии" США и Великобритании в Афганистане, которая предполагает пересмотр прежнего, "однозначно-неприемлемого" подхода к движению Талибан, и включает в себя, наряду с борьбой с непримиримыми талибами, интеграцию "умеренной" части "яростных мулл" в структуры афганской власти. Очевидно также, что основных результатов от миссии "простого афганца" Халилзада в Вашингтоне и Лондоне ожидают уже к юбилейному саммиту НАТО в Страсбурге (то есть, к концу марта).
Если проект "синтеза оппозиции", начатый Залмаем Халилзадом 13-15 марта в Кабуле и Дубаи завершится успехом, то, скорее всего, политические перспективы действующего президента Хамида Карзая будут безрадостными. Это, кстати, судя по внезапному приезду министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Кабул 16 марта (на следующий день после "дубайского саммита"!) прекрасно понимают в Москве и, похоже, пока заинтересованы в сохранении президента Карзая в главном кресле во дворце "Арг".
Если же "синтеза оппозиции" добиться не удастся и "яростные муллы" всего лишь используют предлагаемую Халилзадом игру в качестве передышки для оттягивания "вазиристанской операции" США и организации собственного наступления на Кабул, то шансы президента Хамида Карзая на переизбрание увеличиваются. В этом случае, в проигрыше окажется "системная оппозиция" - ее лидеры, усевшиеся стараниями Халилзада за один стол для переговоров с людьми муллы Омара в Дубаи, могут, при определенных условиях, оказаться в кабинетах следователей Управления национальной безопасности (УНБ). Ведь наказания за "пособничество террористам" еще никто в Афганистане не отменял.
|