Версия для печати |
Про Китай, Обаму и юань |
31.01.09 12:36 |
ШОС и ситуация в Азии |
|
Китай серьезно отнесся к мнению Барака Обамы относительно юаня. Настолько серьезно, что делает все с точностью до наоборот. 23 января Китай позволил юаню совершить самое большое падение за месяц, сразу после того, как предложенный Обамой Министр Финансов Тимоти Гейтнер обвинил Китай в валютных манипуляциях. В переводе с китайского это означает, что Бараку Обаме и его Министру финансов следует делать со своим мнением на этот счет. Что же теперь делать валютным трейдерам? Неужели между 1-й и 3-й экономиками мира назревает торговая война? Ожидается ли укрепление юаня? Рискнет ли Обама вызвать гнев самой многочисленной нации и доказать свои протекционистские взгляды, высказанные в ходе предвыборной кампании? Хотя, здесь, пожалуй, можно расслабиться.
Да, Китай манипулирует своей валютой. Вероятно, то же самое делает Сингапур, Аргентина, Саудовская Аравия и любая страна, которая искусственно поддерживает курс своей валюты, сохраняет узкий валютный коридор или регулирует колебания курса. Даже Гонконг, который традиционно называется американским исследовательским центром Heritage Foundation самой свободной экономикой мира, манипулирует своей валютой. Он вынужден поддерживать связь с американским долларом. "Манипулировать" - это грубое слово, и употреблять его в финансовом аспекте политически некорректно. И все же, было очень сложно сохранить невозмутимый вид, когда 24 января официальный представитель Министерства торговли заявил, что "Китай никогда не пытался получить преимущества в международной торговле за счет манипулирования своей валютой".
Мышление до 2008 года Это больше не имеет отношения к делу, и мнение Обамы относительно Китая, в большинстве своем, основано на периоде до 2008 года. До того, как США подорвали мировую экономику, критика Китая по поводу политики в отношении юаня была возможной. Было вполне нормально заявлять, что политика Китая способствует мировой нестабильности. Теперь же, все разговоры о том, как избежать китайского краха. Если не считать решений по личному подоходному налогу, Гейтнер весьма сообразителен. Он - знаток Азии, жил в Китае, Индии, Японии и Тайланде, изучал китайский (мандаринский диалект) и японский языки. Вряд ли он не сообщил Обаме о важности, с которой Китай подходит к социальной стабильности и роли юаня в ее поддержании. Трудно поверить, что Гейтнер не подчеркнул опасность торговой войны с крупнейшим держателем долговых обязательств США. Управляющий ФРС Бен Бернарке, знаток Великой депрессии, безусловно, выступает против политики, сдерживающей экономический рост. До получения дальнейших указаний рассматривайте торговые идеи администрации Обамы больше как риторику, нежели как предвестник провокационных политических шагов.
"Валютный манипулятор"
США заинтересованы в экономически сильном Китае", - отмечает валютный стратег Brown Brothers Harriman & Co. в Нью-Йорке Марк Чендлер. "Проблемы США и даже всего мира усугубятся, если кто-то испортит всю музыку и рискнет обвинением в торговой войне, прибегнет к политике разорения соседа и спровоцирует резкий спад китайской экономики". В любом случае, ярлык валютного манипулятора довольно беззубый. Администрация бывшего президента США Дж. Буша избегала его, чтобы не настраивать Китай против себя. И все же, в период с июля 2005 по июль 2008 года, когда Китай избавился от привязки к доллару, он допустил укрепления юаня на 21 процент не потому, что так хотели США. Китай сделал это, потому что так было лучше для Китая. Мировой экономический спад означает, что, возможно, за этот год (к концу 2009) произойдет ослабление юаня.
То есть, существует аспект под названием "будьте осторожны в своих желаниях": если завтра Китай позволит юаню свободно торговаться на рынках, то, скорее всего, он упадет, а не вырастет. Так называемые "горячие деньги" исчезнут, мировые компании репатриируют прибыли, а китайские держатели сбережений приобретут иностранные активы.
Вопросы
Кто-то, возможно, надеется, что через свое мнение по юаню Обама применяет более общую стратегию, пытаясь сказать, что азиатским странам, стремительный рост которых основан на слабых валютных курсах, следует пересмотреть свои экономические модели, так же как и США необходимо разобраться со своей.
По словам руководителя отдела глобальных исследований Forecast Ltd. в Сиднее Рэя Эттрила, суть этого аргумента состоит в том, что "для окончательного разрешения настоящего финансового и экономического кризиса необходимо восстановление мирового равновесия, которое предполагает усиление динамики внутреннего спроса". США, безусловно, следует уменьшить потребление. Официальным лицам США следует больше интересоваться Китаем. Несмотря на быстро набираемые обороты, Китай остается непрозрачным. Агрессивная политика Китая в отношении Интернета и отсутствие уважения к правам международной собственности препятствует инновациям, созданию рабочих мест для широких масс и экономическому росту. Коррупция и загрязнение окружающей среды представляют очевидную угрозу дальнейшим перспективам.
Идеи Обамы напоминают один из ключевых доводов в недавно вышедшей книге Джеймса Фэллоуса "Postcards From Tomorrow Square: Reports From China": помешательство США на юане подчеркивает нехватку воображения. Действительно, недооцененная валюта помогает Китаю, однако не является единственным объяснением экспортного искусства нации. Неопределенность стандартов в отношении рабочей силы, окружающей среды и безопасности имеет такое же отношение к Китаю, как и выражение "мировой производственный цех". Сейчас, когда застопорилась мировая экономика, Китай будет тратить беспрецедентное количество казенных денег, делая все возможное для достижения стабилизации. Если вы полагаете, что Китай собирается позволить укрепиться своей валюте, вы просто грезите. Это также относится и к президенту США.
Уильям Песек, По материалам агентства Bloomberg |
|
|