25.10.2008
На этой неделе опять не обошлось без «неожиданных» жертв. Почти вся мировая пресса более всего упоминала о трагедии, случившейся ранним утром в среду в Хосте, когда по контрольно-пропускному пункту афганской армии был нанесен авиаудар, погибло девять солдат. Как сообщает Associated Press, американские военные распространили заявление, что «это был случай, когда обе стороны не смогли опознать друг друга». Однако пакистанская газета Dant Daily написала об этом так: «Инцидент произошел в результате того, что был открыт «дружеский» огонь».
Эта же газета уделила пристальное внимание, как и многие средства массовой информации во всем мире, встрече в Мекке после Рамадана представителей афганского правительства и полномочных представителей Талибана. Эта встреча была представлена как переговоры о мире между официальным Кабулом и талибами. Как утверждает газета Dant Daily в статье «Саудиты организуют переговоры между Кабулом и Талибаном», «переговоры были проведены по просьбе афганского президента Хамида Карзая, в которых также участвовали представители Пакистана, как, например, бывший премьер-министр Наваз Шариф, который возглавляет самый крупный оппозиционный блок в пакистанском парламенте. Саудовский министр иностранных дел Сауд Аль Фейсал во вторник подтвердил информацию о переговорах и сказал, что причина, по которой Саудовская Аравия взяла на себя ведущую роль по организации встречи, заключается в том, что Эр-Рияд обеспокоен проблемой установления мира и безопасности в Афганистане». Как сообщило агентство Reuters, аналитики считают, что истинная причина посреднических усилий саудитов заключается в том, что «Саудовская Аравия обеспокоена тем, что исламистские силы, включая талибов и их союзников из Аль-Каиды, достигли успехов в дестабилизации соседнего Пакистана, весьма важного союзника американцев и саудитов, где тоже есть группы повстанцев».
Гонконгское издание Asia Times также обратило внимание на переговоры в Эр-Рияде, при этом в статье «Безумное соперничество за Афганистан» был отмечен факт попытки Ирана впервые как-то помешать сближению официального Кабула и Талибана: «Тегеран нарушил молчание в связи с американо-британо-саудовскими усилиями договориться о привлечении к переговорам Талибана. Примечательно, что это было сделано через заявление такого влиятельного человека, как председатель Комиссии по национальной безопасности и внешней политики Меджлиса Алладина Броджерди. Обозреватели, которые уже давно освещают события на афганской сцене, могли бы назвать Броджерди руководителем и архитектором проекта Северного Альянса и ключевым стратегом антиталибовского сопротивления в 1996-1998 годах. Очевидно, Тегеран открыто намекнул на это, отправив Броджери в первые ряды сражения. Он озвучил мнение Тегерана о западных усилиях урегулировать отношения с Талибаном. Броджери решительно опроверг недавние утверждения американской пропаганды о том, что Тегеран «мягко» относиться к Талибану. Принимая в воскресенье французскую парламентскую делегацию во главе с лидером социалистов Жаном-Луи Бьянко, он подчеркнул, что Тегеран продолжает находиться в оппозиции к талибам. Он резко раскритиковал европейские страны за принятие решения о примирении с Талибаном, а также сказал, что вместо этого они должны безоговорочно расширить и усилить поддержку «популярному правительству» Карзая в Кабуле».
Не ушел от внимания автора статьи – бывшего индийского дипломата М. Бхадракумара – тот факт, что Соединенные Штаты активно пытаются втянуть в Афганистан Индию, вплоть до отправки воинского контингента: «Последние несколько месяцев между индийскими и американскими государственными структурами, отвечающими за безопасность, шли консультации относительно военного участия Индии в афганском конфликте. Вашингтон настойчиво утверждал, что роль Индии весьма значима. Индийская команда из двух участников, которая посетила Кабул в начале сентября, настаивает на проведении, спонсируемой правительством, оценки ситуации в случае введения в Афганистан индийского военного контингента. Индийская команда, скорей всего, вела переговоры с высокопоставленными американскими дипломатами и военными, базирующимися в Кабуле. Очевидно, что Дели ничего не знал о секретном посредническом участии саудовского короля Абдаллы в организации переговоров с Талибаном. Это промах индийской разведки. Индийские дипломаты были несколько самоуверенны, считая, что имеют беспрецедентное влияние на режим в Кабуле…».
Иранское беспокойство переговорами отметили и пакистанские СМИ. Издание Regional Times приводит слова иранского министра иностранных дел Манучехра Моттаки, сказанные им на одной из пресс-конференций: «Сегодня весь мир знает о стратегическом провале иностранных войск в Афганистане. И мы советуем им не делать попыток, обреченных на провал… Мы также советуем им подумать о последствиях этих переговоров (с Талибаном), которые идут в регионе, а также в Европе, и не наступать в ту же лужу дважды… Западным странам не следует думать, что они смогут сдержать экстремизм в пределах границ Афганистана, Пакистана и Центральной Азии. Экстремизм в течение одного дня может достичь Европы и всех стран Запада».
Между тем, сразу же после появления публикаций о начале переговоров между официальным Кабулом и представителями талибов, некоторые иранские эксперты стали активно приветствовать эту инициативу. В этой связи, 15 октября заявление постоянного представителя Ирана в ООН Мохаммада Хазаи, выступавшего против переговоров с талибами, для многих стало неожиданным.
Пакистанская газета Dawn уделила достаточно внимания азиатскому вояжу Ричарда Баучера, помощника государственного секретаря США по Центральной и Южной Азии. В частности, приводятся слова Баучера о мирных переговорах с талибами. Американский чиновник отрицал какое-либо в них участие Соединенных Штатов. Хотя в гонконгской Asia Times утверждается, что «истина заключается в том, что США, Великобритания, Саудовская Аравия и Пакистан вместе участвуют в этой темной игре. А суть этой игры заключается в том, чтобы сделать «войну с террором» в Афганистане более эффективной и менее затратной. Само собой, это – официальное мнение американских властей, которые считают, что должна существовать некая форма примирения с талибами». Министр обороны США Роберт Гейтс на прошлой неделе высказал несколько допущений. «Нужно прийти, в конечном счете, я подчеркиваю - в конечном счете, к примирению, что является частью политического результата этой войны. Это, в конечном счете, стратегия выхода из ситуации для всех нас».
Но, как утверждает газета Dawn, «отвечая на вопрос о диалоге с повстанцами, американский чиновник сказал, что в настоящее время ни на каком уровне никакие активные переговоры с талибами не ведутся. Он сказал, что, хотя американское правительство поняло, что нужен политический процесс на определенной стадии, но в настоящее время нет другого выбора, кроме как бороться с повстанцами, потому что они не демонстрируют отказ от насилия».
На этой неделе состоялись также два официальных визита, которые напрямую имеют отношение к Афганистану и достаточно подробно освещались зарубежной прессой. Лондонская Telegraph сообщила, что генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер находится с визитом в Лондоне, где встречается с премьер-министром Гордоном Брауном. Американский генерал Краддок, командующий объединенными военными силами Европы в НАТО, накануне этого визита сказал: «Иногда мы демонстрируем, что наша политическая воля начинает колебаться. И эти колебания мешают прогрессу в проведении операций и ставят под сомнение необходимость существования альянса в 21-м веке… У нас в НАТО есть амбиции. У нас есть военные возможности. Но вопрос заключается в том, есть ли у нас воля принять все эти вызовы». При этом генерал добавил, что «все усилия по обеспечению безопасности на всей территории Афганистана были напрасными».
На сайте Агентства Пакистанской Прессы (AПП) достаточно подробно освещался визит в Исламабад министра иностранных дел Афганистана Рангина Дадфар Спанты. Он встретился с президентом Пакистана, спикером Национального собрания и советником по национальной безопасности. Но, в основном, он вел переговоры со своим пакистанским коллегой Шах Махмудом Куреши. Как сообщается, «согласно совместному пресс-релизу, выпущенному к визиту доктора Спанты, эти два министра иностранных дел подчеркнули, что экстремизм и терроризм представляют общую угрозу обеим странам так же, как региону и всему миру». Данный визит состоялся «в свете понимания достигнутого между премьер-министром Сайедом Юсуф Раза Гилани и президентом Хамидом Карзаем во время их плодотворной встречи в Коломбо 3 августа, когда оба министра иностранных дел получили указание подготовить структуру взаимных конструктивных обязательств». Министры также выразили удовлетворение ходом подготовки проведения 7-ой Объединенной Экономической Комиссии (JEC) в Кабуле во второй половине ноября и 3-ей Региональной Конференции Экономического сотрудничества по Афганистану (RECCA) в январе в Исламабаде».
Фигура посла России Замира Кабулова стала предметом внимания сразу двух американских изданий: New York Times и The International Herald Tribune. New York Times в статье под названием «Афганский старожил предлагает выучить уроки прошлого» называет Замира Кабулова одним из немногих иностранцев, встречавшимся в свое время с духовным лидером движения «Талибан» муллой Омаром - в 1995 году, ведя переговоры об освобождении экипажа российского самолета, захваченного талибами в Кандагаре.
По версии корреспондента американского издания, который беседовал с российским послом, именно фамилия «Кабулов» вела его по карьерной лестнице, обеспечила ему место в первом ряду почти на каждой стадии бурной истории Афганистана в течение последних 25 лет. Опровергая предположение, что Россия надеется на провал американской миссии, Кабулов отметил, что Москва поддержала в 2001 году начало «афганской миссии» как часть борьбы международной коалиции против терроризма, который является такой же угрозой безопасности России, как и Соединенных Штатов. «Россия пока не может извлечь пользу из американского поражения, - приводит издание слова российского дипломата. - Мы всегда говорили, что лучше бороться с моджахедами в пригороде Джелалабада, чем в Ашхабаде».
«Сражаясь с неуловимыми мятежниками и не имея возможности обеспечить свое присутствие во внутренних районах из-за нехватки войск, Советы, как и американцы, слишком самоуверенно понадеялись на тяжелое оружие, особенно авиацию… В результате, жертвы среди гражданского населения только ухудшали ситуацию, - цитирует издание слова российского посла. - И сейчас все то же самое, абсолютно то же». «Некоторые советские генералы давали инструкции стереть с лица земли деревни, где моджахеды пользовались поддержкой гражданского населения. Это то, что собираются делать и ваши генералы?», - цитирует слова Кабулова New York Times. |