Гражданская война в Ливане, который ранее называли не иначе как Швейцарией Ближнего Востока, началась в 1975 году и длилась почти четверть века. За эти годы страна пережила несколько агрессий Израиля, самая крупная и чудовищно разрушительная была в 1982 году. Почти двадцать лет треть ливанской территории была оккупирована израильскими войсками.
На Ближнем Востоке трудно найти страну со столь сложной и драматичной новейшей историей. За эти годы людские потери превысили миллион. Два поколения ливанцев выросли, познав лишь "науку воевать". Тридцать лет этот бизнес был основным источником жизни для мужского населения страны.
Историки и политологи считают, что основной причиной трагедии ливанцев явилось иностранное вмешательство во внутренние дела республики. При этом называют соседние Израиль и Сирию, палестинское вооруженное присутствие, далекие от Ливана Египет, Ливию, Ирак, Иорданию и другие страны.
Безусловно, в свое время и в конкретной международной ситуации внешние силы использовали "ближневосточную Швейцарию" в качестве разменной монеты в своей политике для достижения узких национальных интересов. Но и само ливанское правительство в значительной степени ответственно за судьбу, которую пережил его народ.
Совсем недавно министр иностранных дел, второе лицо в руководстве Саудовской Аравии эмир Фейсал на встрече со своими коллегами в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ) заявил о том, что "нынешний политический кризис в Ливане - своеобразный рубеж, после которого страна может погрузиться в новый хаос кровопролитных вооруженных столкновений с неизмеримыми жертвами и разрушениями".
Он призвал правительство Ливана к принятию всех мер для предотвращения конфессионального раскола, сохранения национального суверенитета и территориальной целостности государства. Саудовская Аравия выступает категорически против любых попыток навязывания Ливану идеи ввода в страну межарабских или других сил безопасности для восстановления стабильности и правопорядка.
К исходу 13 мая командование ВС Ливана завершило развертывание подразделений сухопутных войск в наиболее кризисных районах страны, установив армейские блок посты на основных транспортных магистралях между всеми анклавами проживания мусульманского, христианского и друзского населения. Наибольшие силы сосредоточены на севере вокруг второго по величине города и морского порта Триполи, населенном христианами, мусульманами шиитами и суннитами. Здесь продолжаются ожесточенные вооруженные столкновения между группами боевиков из числа сторонников парламентского большинства (лидеры - бывший президент Амин Жмайель и сын бывшего премьера Саад аль-Харири) и оппозиции. Стороны активно используют стрелковое оружие и минометы.
Накануне генеральный штаб ВС Ливана распространил заявление, в котором подчеркивается "решимость армии в соответствии с конституцией и другими законами прекратить беспорядки и обеспечить безопасность в стране, применяя при необходимости силу против тех, кто не будет подчиняться распоряжениям власти и оказывать вооруженное сопротивление".
Лидер друзской общины и Прогрессивно-социалистической партии, влиятельный политик Валид Джумблат потребовал от правительства вернуть своим сторонникам оружие, которое было сдано на хранение в государственные склады, "если армия не в состоянии прекратить произвол".
Примерно с таким же призывом выступил Самир Джааджа, руководитель правохристианских "Ливанских сил", радикальный и авторитетный лидер маронитской общины. Смысл его обращения к власти сводился к тому, что целесообразно возрождение существовавших в период гражданской войны незаконных вооруженных формирований "Ливанских фаланг" в условиях не разоруженных отрядов шиитской организации "Хизбалла".
В ответ на заявление генштаба представитель руководства шиитской организации "Хизбалла" предупредил об опасности ввода дополнительных подразделений ливанской армии в Южный Ливан. "Хизбалла" также не допустит любых попыток, которые могут быть направлены на разоружение ее формирований, и с оружием в руках обеспечит сохранение контроля над своими районами" - говорится в заявлении этой ливанской организации.
Несмотря на развернутую в прессе широкомасштабную пропаганду, командованию ВС удается удерживать армию от тлетворного влияния агитации, сохранять ее единство и верность правительству. Однако конфессиональная система построения властных структур в государстве так или иначе способствует размежеванию личного состава по религиозному признаку, а в случае дальнейшего затягивания урегулирования, может привести к ее расколу и переходу войск на сторону противоборствующих группировок.
Лига арабских государств проводит интенсивные консультации с целью выработки новых предложений по разрешению внутриполитического кризиса в Ливане. Ливанцы с надеждой ожидают решений совместного заседания правительства и парламента с делегацией министров иностранных дел арабского сообщества, которое должно было начаться сегодня 14 мая. Информации о прибытии в Бейрут этой делегации пока не поступало.
Отсрочку этих переговоров можно объяснить началом поездки по Ближнему Востоку американской делегации во главе с президентом Дж. Бушем, в ходе которой обязательно будут обсуждаться вопросы развития военно-политической обстановки в Ливане и меры по ее стабилизации. При этом американцы и их региональные союзники, безусловно, в первую очередь обвинят Иран и Сирию во вмешательстве во внутренние дела Ливана.
Только хватит ли мудрости у руководителей США, Израиля и ЛАГ узнать мнение Дамаска и Тегерана по поводу причин внутриполитического кризиса в Ливане и путей его урегулирования? Без этого арабскому сообществу вряд ли удастся что-то сделать. |