В США удерживаются закупленные Россией авиазапчасти на $500 млн, Москва заинтересована в разблокировке их поставок, заявил «Известиям» министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. РФ также готова проработать вопрос признания ремонта самолетов Airbus и Boeing, проведенного в условиях санкций. Одновременно Россия развивает собственную авиационную промышленность, чтобы не зависеть от западных запчастей: на программу развития этой отрасли до 2030 года правительство выделило более 770 млрд рублей. Станет ли вопрос «авиационных» санкций частью российско-американских переговоров — в материале «Известий». РФ заинтересована в разблокировке поставок запчастей из СШАВ Соединенных Штатах удерживают закупленные Россией авиационные запчасти, и РФ заинтересована в разблокировке поставок этих запчастей, заявил «Известиям» министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов. — У нас где-то на $500 млн зависших запчастей в США под нужды нашего авиапрома, которые уже были оплачены. Поэтому думаю, что мы как представители потребителей были бы заинтересованы в том числе и в разблокировке поставки этих запчастей. Это было бы важно, — сказал Антон Алиханов «Известиям». Кроме того, Москва видит резон в признании проведенных российскими компаниями ремонтных работ с самолетами Airbus и Boeing в условиях санкций без соответствующей верификации лицензии от иностранных производителей, сообщил глава Минпромторга «Известиям». — Целый ряд вопросов, если такое движение будет в наших интересах, мы уже проработаем. Например, признание проведенных ремонтных работ иностранных бортов, имею в виду Airbus и Boeing, которые произведены российскими компаниями, соответственно, в условиях санкций без соответствующей верификации лицензии от иностранных производителей. Это тоже предмет нашего интереса, — резюмировал Антон Алиханов. Справка «Известий»Штаб-квартира корпорации Boeing находится в штате Виргиния, однако в производстве самолета также принимают участие компании из Японии, Южной Кореи, Франции, Швеции, Германии и Италии. Airbus создавалась как консорциум европейских компаний для конкуренции с Boeing и другими американскими гигантами. Штаб-квартира Airbus находится в Нидерландах и управляет заводами во Франции, Германии, Испании и Великобритании. Кроме того, у компании есть филиалы в Канаде, Индии и Малайзии. «Известия» обратились в министерство торговли и министерство финансов США с просьбой пояснить, какие авиационные запчасти сейчас удерживаются Соединенными Штатами. Для российской авиаотрасли крайне важны компоненты авионики, которые в основном могут быть отремонтированы лишь их изготовителем. Например, система предупреждения столкновения самолетов в воздухе (TCAS), которая производится и ремонтируется в основном только американской компанией Honeywell. Также важны так называемые расходники — запчасти, которые чаще всего используются при эксплуатации самолетов: тормозные диски, шины, запчасти для двигателей, заявил «Известиям» основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков. В список удерживаемых США запчастей, скорее всего, входит еще и оборудование, необходимое для авиапромышленности. К примеру, один высокоточный станок может стоить $10–30 млн, сказал «Известиям» главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Запрос на верификацию ремонта иностранных бортов, который был произведен российскими компаниями, также имеет основания. В процессе эксплуатации могут использоваться не только запчасти от производителей, но и сертифицированные детали от сторонних поставщиков.
— Даже некоторые наши предприятия освоили ассортимент запчастей для иностранных лайнеров. Сертифицирует их Росавиация. Она же следит за поддержанием летной годности иностранных самолетов, — отметил Роман Гусаров. Прецеденты, когда внешнеполитические факторы приводили к прекращению сотрудничества, уже были. К примеру, после операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году компания Pratt&Whitney Canada отказалась взаимодействовать с Россией по программе вертолетов Ми-38, напомнил «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт», авиаэксперт Олег Пантелеев. США и ЕС вместе с Японией использовали блокировку передачи авиазапчастей для российских самолетов еще до 2022 года, когда были закрыты поставки компонентов для композитного «черного крыла» самолета МС-21, сказал «Известиям» доцент департамента политики и управления НИУ ВШЭ Михаил Миронюк. Санкции против российской авиаотраслиПосле начала СВО страны Запада ввели масштабные рестрикции против российской авиаотрасли. В частности, США и ЕС закрыли свое воздушное пространство для полетов российских самолетов, сделав исключение лишь для гуманитарных и поисково-спасательных рейсов. Россия ответила зеркально, закрыв небо для полетов для самолетов из 36 стран, включая весь Евросоюз и Канаду. Кроме того, министерство торговли США ввело ограничения на экспорт и реэкспорт товаров для российских авиакомпаний «Аэрофлот», Azur Air и Utair. В июне 2022-го Штаты лишили экспортных привилегий Nordwind Airlines, «Победу» и S7, в конце мая — «Россию». В мае 2023 года аналогичные меры были приняты в отношении Smartavia. Введенные Вашингтоном ограничения запрещают экспорт и реэкспорт компонентов, произведенных в США, в том числе через посредников в третьих странах. Однако опыт смягчения ограничений тоже есть: в ноябре 2022-го управление по контролю за иностранными инвестициями американского минфина издало специальную лицензию, которая разрешает «операции, необходимые для поставки, экспорта или реэкспорта товаров, технологий или услуг» для самолетов, которые зарегистрированы за пределами России. В последнее время тема взаимодействия РФ и США в этой сфере стала активно обсуждаться. Американский бизнес в России ждет отмены «авиационных» санкций, запрещающих обслуживание самолетов и поставки запчастей, заявил в начале марта глава Американской торговой палаты в России Роберт Эйджи. В феврале на встрече в Стамбуле российская делегация предложила американским коллегам начать диалог о возобновлении прямого сообщения. Новый посол России в США Александр Дарчиев заявил, что планирует «предметно заняться» вопросами возобновления перелетов между Соединенными Штатами и Россией. Кроме того, стоит отметить, что у американских промышленников появился интерес к нашим комплектующим: импорт российских деталей для самолетов достиг в ноябре 2024-го максимума за три года. На фоне западных санкций Россия развивает собственное производство самолетов. На программу развития авиаотрасли до 2030 года правительство выделило более 770 млрд рублей. Владимир Путин поручил нарастить долю самолетов отечественного производства в парках российских компаний минимум до 50% к 2030-му. Влияние санкций США и ЕС на российскую авиаотрасль оказалось многомерным. Флот импортных бортов стареет, часть флота на приколе, ремонт осуществляется, но это ремонт несанкционированный, а замена двигателей невозможна (только ремонт), подчеркнул Михаил Миронюк. — И сейчас на подходе проекты, которые полетят. Не так масштабно, как планировалось, но полетят. Будет и ремоторизация SSJ-100, будут новые борты (МС-21). Вопрос -— в объемах, — подчеркнул эксперт. «Конец света» из-за санкций не наступил, напротив, пришло понимание, что предыдущая модель развития пагубна, заключил Миронюк. Западные санкции наиболее болезненны для поставок двигателей CFM-56, которые используются на самых массовых самолетах семейства Boeing B737 и Airbus A320. Их производит компания CMF International — совместное предприятие США и ЕС. Даже в случае отмены санкций только со стороны Штатов запрет Евросоюза не позволяет поставлять запчасти для этих двигателей, уточнил Андрей Патраков. Переговоры между Россией и СШАВопрос взаимодействия в сфере гражданской авиации может стать темой для переговоров России и США. Ранее Москва и Вашингтон начали дискуссии о редкоземельных металлах, заявил «Известиям» глава РФПИ, спецпредставитель президента по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами Кирилл Дмитриев. Однако Россия демонстрирует высокую эффективность экономики, поэтому компромиссы по отмене рестрикций в обмен на какие-то уступки со стороны РФ вряд ли возможны, говорит политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. На этом фоне ожидаются новые контакты между Россией и США. По информации телеканала NBC, Дональд Трамп планирует в скором времени провести еще один телефонный разговор с Владимиром Путиным. Кроме того, новый раунд консультаций между Москвой и Вашингтоном по урегулированию конфликта на Украине может пройти в Эр-Рияде в середине апреля, сообщают СМИ. Во время предыдущей встречи Россия и США условились обеспечить безопасность судоходства в Черном море, не применять силу и не допускать использования коммерческих судов в военных целях. В Вашингтоне в ответ взяли на себя обязательства помогать в восстановлении доступа российского экспорта сельскохозяйственной продукции и удобрений на мировой рынок. Для этого требуется снять санкции с Россельхозбанка и других организаций, задействованных в операциях по международной торговле продовольствием. Для запуска этой инициативы необходимо, чтобы и ЕС согласился снять санкции с Россельхозбанка, поскольку он принимает решение по отключению банков от системы SWIFT. В Брюсселе уже отказались отменять ограничения, заявив, что санкции будут действовать до «полного и безоговорочного вывода российских войск с территории Украины». У США достаточно аргументов для изменения позиции Европы, однако вопрос в том, применит ли их Вашингтон. Пока признаков того, что он пойдет на такие шаги, нет, отметил Шаповалов. С приходом администрации Дональда Трампа Россия и США возобновили диалог по широкому кругу вопросов. В частности, 12 февраля президенты двух стран провели первый с 2022 года телефонный разговор. Затем они еще раз общались по телефону 18 марта. Еще в феврале Москва и Вашингтон договорились о восстановлении штатной численности дипломатического персонала в посольствах обеих стран. Кроме того, в конце февраля в Стамбуле стороны провели очередной раунд переговоров — в Турции делегации снова обсудили восстановление нормальной работы диппредставительств. После этого, к слову, в ВашиС приходом администрации Дональда Трампа Россия и США возобновили диалог по широкому кругу вопросов. В частности, 12 февраля президенты двух стран провели первый с 2022 года телефонный разговор. Затем они еще раз общались по телефону 18 марта. Еще в феврале Москва и Вашингтон договорились о восстановлении штатной численности дипломатического персонала в посольствах обеих стран. Кроме того, в конце февраля в Стамбуле стороны провели очередной раунд переговоров — в Турции делегации снова обсудили восстановление нормальной работы диппредставительств. После этого, к слову, в Вашингтон отправился новый российский посол — Александр Дарчиев. |