Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Переговоры России и США в Эр-Рияде завершились
Евросоюз отказался размораживать российские активы
Трамп назвал передачу украинской энергоструктуры в собственность США лучшим средством ее защиты
СМИ: Европа ускоряет поставки оружия на Украину
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Самый большой в мире подводный ракетоносец "Дмитрий Донской" решено превратить в музей
23.03.25 13:13 В России
"Он еще послужит Родине и флоту!" - так, если коротко, отреагировали моряки-подводники, ветераны подплава и корабелы на известие о том, что подводный крейсер "Дмитрий Донской" не будет пущен на иголки, а станет филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого.

У "Российской газеты" есть информация о том, что группа специалистов, в том числе представители ЦВММ, недавно посетили Северодвинск и ознакомились с состоянием корабля, который сейчас находится в акватории Центра судоремонта "Звездочка".

Вопрос о возможной музеефикации крейсера ТК-208 "Дмитрий Донской" поднимался неоднократно еще до вывода его из боевого состава. А после того, как это неизбежно случилось, многие ветеранские, общественные и профессиональные организации, связанные с ВМФ, предприятиями ОСК и "Росатома", сошлись в общем стремлении сберечь, сохранить для истории и потомков уникальное творение ума и рук человеческих - самый мощный из когда-либо построенных подводный ракетоносец, который верой и правдой служил в составе Краснознаменного Северного флота более 40 лет и соединил собой три поколения АПЛ и два столетия их истории.

Еще ранее с такой же инициативой выступило Общероссийское движение поддержки флота, к нему присоединились трудовые коллективы ОСК, ветераны ВМФ, известные военачальники.

Известный принцип "Вода камень точит" в конце концов сработал. Как подтвердили "РГ" из четырех независимых друг от друга источников, предложения и аргументы в пользу сохранения корабля приняты, по ним даны адресные поручения командованию Минобороны и ВМФ, руководству Объединенной судостроительной корпорации, "Росатому" и правительству Санкт-Петербурга о проработке всего плана и последовательности работ, необходимых для музеефикации столь сложного объекта.

В конструкторском бюро "Рубин", где был спроектирован ТК-208, и на Севмаше, где его построили, а спустя время перевооружили, грядущую перемену в судьбе "Дмитрия Донского" встретили с воодушевлением и готовы оперативно решать все зависящие от них вопросы. А те, кто служил на этом корабле и подводных ракетоносцах аналогичного проекта 941, уже обмениваются хорошей новостью между собой и делятся комментариями с "Российской газетой".

Прямая речь

Олег Цыбин, капитан 1 ранга, командир ТК-208 "Дмитрий Донской" в 2006-2022 годах:

- Наш корабль собираются сделать филиалом Военно-морского музея имени Петра Великого. Необходимые распоряжения выданы. Сейчас идет проработка всего, что может быть связано с подготовкой и перемещением "Дмитрия Донского" для последующей музеефикации. На плавдок ПД-50, в котором мы в 2018 году стояли в Рослякове, теперь рассчитывать не приходится. А другого, чтобы смог поднять "Акулу", пока нет. Надежда на тот, что сейчас по заказу "Росатома" строится...

Александр Ушаков, капитан 1 ранга, командир крейсера ТК-17 в 1993-1995 годах:

- Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом - исключено, это понятно. А тащить такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать - рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус "Акулы", мы перевели буксиром "Николай Чикер" из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа.

Владимир Мальцев, капитан 1 ранга, председатель общероссийского Движения поддержки флота:

- На мой взгляд, принято очень своевременное решение. Это важно не только для наших современников, но и для будущих поколений. Россия с петровских времен - великая морская держава. Подводный крейсер ТК-208 "Дмитрий Донской" - яркое тому свидетельство, вершина научно-технической мысли. Он был создан благодаря нашим корабелам, ученым, конструкторам, инженерам, рабочим. Это будет выдающийся музей, показывающий всему миру величие нашего государства.

Сергей Шняк, капитан 1 ранга, командир ТК-208 в 1997-2001 годах:

- Сейчас главное - просчитать и реально оценить, но не накручивать стоимость тех работ, которые нужны для превращения действующего корабля в действующий музей. Выгрузить отработавшее топливо - да, не обсуждается. Там же, на "Звездочке", можно удалить часть оборудования из реакторного отсека, остальное - дезактивировать, как это сделали на ледоколе "Ленин". А весь крейсер оставить в сохранности. Это и по сути правильно, и миллионы рублей сбережет.

Взгляд

Николай Черкашин, писатель-маринист, капитан 1 ранга:

"Дмитрий Донской" - это грандиозный памятник научно-трудовому подвигу всего советского, российского, нашего народа. Мало кто знает сегодня, что каждый город-городок-городище, каждое село или союзная столица, каждый регион страны, будь это Урал или Донбасс, Сибирь или Приморье, Питер или Крым, Кавказ или Белоруссия, - все так или иначе, теми или иными заводами, фабриками, лабораториями, специалистами - каждый и все вместе причастны к разработке, проектированию, постройке, испытаниям, освоению такого чудо-корабля.

Причастны пусть не турбинами или реакторами, перископами или гребными винтами, а хоть в самом малом, но причастны. Например, мозаичным панно в кают-компании или часами на переборке отсека. Суповым черпаком ("чумичкой" по-флотски) или вольером для канареек в комнате отдыха, банками со сгущенкой или баяном в матросском кубрике...

Трудно, а, скорее всего, и невозможно найти нечто иное, что бы так зримо говорило о совокупном труде - умственном и физическом, о совокупном мастерстве народа, его таланте, о его упорстве создавать великое, уникальное.

Эта атомарина, этот корабль равновелик России по масштабу, по стати, по руке...

Здесь, в его отсеках, кроме восхищения и гордости возникает еще одно важное чувство - причастности этого корабля к истории нашей страны и его "внедренности" в историю человечества, частью которой была (да и сегодня остается) "холодная война" в Мировом океане. А само пространство внутри холодного металла одухотворено жизнью экипажа, судьбами командиров, жизнью сотен людей, которые водили подводный крейсер в дальние походы, совершали свои невидимые миру подвиги. Да и видимые - тоже.

Души этих людей оставили след на стальных переборках, приборных панелях, в шахтах, на линзах перископов. Значит, это и им памятник, вполне соразмерный подвигу всего отечественного подплава. Ибо и до "Акул", и после под воду уходили многие поколения моряков-подводников. Уходили, возвращаясь и не возвращаясь из глубин, добывая в них славу себе, своим кораблям, своей стране...

 

Leo Leon, RU24.03.25 08:41
Хорошее, нужное решение сохранить выдающееся произведение технического гения наших конструкторов, призводственников морской и ракетной техники, памятник морякам-подводникам. Меня всегда возмущало, что у нас хранят и лелеют так называемые "художественные произведения" в виде каких-нибудь клякс на холсте, призывают ими восхищаться, мол "культура", сивым на понять. А произведения технической КУЛЬТУРЫ режут на иголки. Бывает стыдно, что наши, к примеру, самолеты военных годов летают в небе США, а у самих не найдёшь даже макета. Хорошо хоть в последние годы на это стали обращать внимание.
Zmey24.03.25 16:03
Вопрос о перебазировании, транспортировке такого объекта не менее важен, чем все остальное. Своим ходом - исключено, это понятно. А тащить такую громадину в доке да через пять морей, включая Норвежское и Северное, более чем проблематично, если не сказать - рискованно. На буксире куда более реально. Скажу из собственного опыта: ТК-202, это второй за головным ТК-208 корпус "Акулы", мы перевели буксиром "Николай Чикер" из Западной Лицы в Северодвинск за 54 часа.
Что-то товарищ Ушаков загибает и сгущает.
В 2017 году "Дмитрий Донской" своим ходом отлично добрался в Кронштадт для участия в параде по случаю Дня Военно-Морского флота.
Эпичные картинки прохода Датских проливов тогда облетели весь мир.

пы.сы.
Как бывший житель Западной Лицы превращение "Акулы" в музей всецело поддерживаю.
Вживую такая подводная лодка производит неизгладимое впечатление.
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» 8 марта!
» Почему США мирятся с Россией, а Европа хочет воевать?
» С днем защитника Отечества!
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля

 Новостивсе статьи rss

» Трамп анонсировал введение новых пошлин
» В Германии начнут производство деталей для F-35
» Парламент Испании принял закон о борьбе с пищевыми отходами
» Поставки российского урана в США восстановились
» ВМС Испании и НАТО начали масштабные военно-морские учения
» Профессор Гайич: победа России на Украине избавит Сербию от ига Брюсселя
» В Госдепе сообщили об успехе в работе над прекращением огня на Украине
» Переговоры России и США в Эр-Рияде завершились

 Репортаживсе статьи rss

» Друг узнается в беде. Как СССР восстанавливал страны Европы
» Самый большой в мире подводный ракетоносец "Дмитрий Донской" решено превратить в музей
» Что стало известно из рассекреченных документов по убийству Кеннеди
» Готовность к лучшему
» Замглавы МИД России Александр Грушко — о гарантиях безопасности от НАТО, перспективах диалога с ЕС и будущем ОБСЕ
» «Благодаря ИИ срок создания новых материалов сократится до двух лет»
» «За последние годы Крым прошел огромный путь»
» Защитить интересы России на Балтике и в Арктике

 Комментариивсе статьи rss

» США реанимируют старый конфликт в Северной Америке
» От друга до врага. Почему поссорились Алжир и Франция
» «Варвары буферной зоны». Кого завезут на Украину вместо украинцев
» Зимний душ для горячих финских парней
» Сурков: «Россия будет расширяться во все стороны, так далеко, как пожелает Бог»
» Майкл Снайдер: 19 причин, почему Федеральный резерв находится в центре наших экономических проблем
» Лукьянов: В переговоры между Россией и США вернулась настоящая дипломатия
» Очередной взрыв космического корабля Starship ставит под сомнение перспективы лунной и марсианской программы США

 Аналитикавсе статьи rss

» Bank of America предлагает кредиторам Его Величества сливать всё немедленно, «пока не началось»
» Зачем США понадобились редкоземельные металлы в разных странах мира
» Где, кому и для чего нужны редкоземельные материалы и кто владеет ценными ресурсами
» Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее?
» Долгий XX век, Возвращение богов и Открытие нового мира
» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"