Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Трамп заявил о срыве сделки с Киевом по редкоземельным металлам
ВС России пересекли границу с Украиной в Курской области, сообщил Путин
Ушаков рассказал об итогах переговоров с США в Эр-Рияде
Переговоры по Украине в Эр-Рияде пройдут во вторник
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
16.02.25 23:49 История: факты и документы
Ровно 35 лет назад, 16 февраля 1990 года, был подписан Меморандум об открытии новых международных воздушных трасс между СССР и США - через Арктическую зону ответственности Советского Союза (Северный Ледовитый океан), советское воздушное пространство в Юго-Восточную Азию и обратно.

По поручению правительства СССР документ подписал Валерий Шелковников, тогда начальник Главного управления воздушного движения Министерства гражданской авиации СССР, а ныне - президент Международного консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов", член Всемирного фонда безопасности полетов, почетный председатель Совета Международного общественного движения "Аэронавигация без границ".

Как это было?

- Открытие транссибирского, трансполярного и трансазиатского маршрутов через территорию СССР было "жестом доброй воли" президента Михаила Горбачева, - рассказывает Валерий Георгиевич. - От США исторический документ подписал представитель Федерального авиационного управления ( ФАУ) США Макдениел. В 1989 году, когда шла подготовительная работа, мы вместе с американцами изучили вопрос до мелочей. Вместе со специалистами ФАУ США пролетели по всему у Дальнему Востоку - от бухты Провидения до Владивостока. Был установлен контакт и постоянная координация с ИКАО, ИАТА и ФАУ.

Меморандум положил начало полетам по новым кроссполярным маршрутам.То был огромный шаг в области международных воздушных сообщений. Для этого Россия организовала Магаданский океанический центр, используя современнейшие спутниковые технологии управления воздушным движением ИКАО.

В газетах тогда писали: "Если Россия откроет воздушное пространство - мир будет летать по-новому!". И это действительно так.

Еще в середине 80-х годов прошлого века на международной конференции Ассоциации управления воздушным движением (ATCA) талантливый американский ученый Джерри Томпсон провозгласил:

"Думай глобально! В ближайшие полвека через этот участок воздушного пространства будет пролетать 75 процентов всех воздушных судов. Эти полеты затронут воздушное пространство Канады, России и Китая. К концу 1994 года недополученные Россией доходы от полетов составят около 2 млрд долларов. Многомиллиардные потери мировых авиакомпаний будут еще выше.

Последствия этих потерь для России, для развития российской авиации, самолетов, авиакомпаний, воздушного движения, аэропортов, для российской экономики, российской промышленности, технологий и хорошей занятости рабочих мест неизмеримы. Цифры, сопоставимые с теми, которые предлагаются в виде кредитов и субсидий Большой семеркой, Европейским банком реконструкции и развития и т. д. Мы должны немедленно продолжить реализацию этой программы. Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов.

И, если мы посмотрим на нашу планету из космического пространства, то мы увидим огромные возможности и в будущих суборбитальных коммерческих полетах ".

Очень важные слова.

Помню общее ликующее настроение после подписания. Обсуждали будущую модернизацию Океанической системы УВД, дальнейшее сотрудничество. Огромную роль сыграл Кристиан Айгль, многолетний коллега и друг, директор Европейского и Североатлантического бюро ИКАО, который постоянно координировал начатую важную работу.

К сожалению, события последних четырех лет до неузнаваемости изменили карту пассажирских рейсов в Европу и Азию. Авиакомпании столкнулись с критическим ростом издержек из-за вынужденного удлинения перелетов и увеличения расхода топлива. Многие востребованные маршруты и вовсе пришлось закрыть.

Сейчас западные авиакомпании терпят жесточайшие убытки от того, что им приходится летать в облет выгоднейших маршрутов через территорию России. Как известно, в качестве ответной меры на запрет европейских государств на выполнение полетов гражданских самолетов из России Росавиация ввела ограничение на выполнение полетов авиаперевозчиков 36 государств. Авиакомпания "Финнэйр", например, которой СССР одной из первых разрешил полеты по транссибирскому маршруту, практически мгновенно оказалась на грани банкротства.

Чем привлекательны транссибирские, кроссполярные и трансазиатские маршруты? Раньше европейские перевозчики, например, летали из Парижа, Лондона, Копенгагена, Стокгольма, Хельсинки в Токио через Северный полюс, делали посадку в Анкоридже (США) и затем летели над Тихим океаном. Но полет над океанами всегда сложнее и опаснее, чем над сушей. Почему?

Современные самолеты в основном имеют два двигателя. А по стандартам ICAO на маршруте нужно обязательно иметь запасные аэродромы в пределах досягаемости 2,5 часа полета. Это на случай отказа одного из двигателей. Кроме того, такой перелет увеличивает время в пути на 4-6 часов, со всеми вытекающими последствиями. В частности, это огромный расход топлива, проблемы с авиапарком и летным составом.

Не стоит забывать: условия "холодной войны" мы уже проходили. И могучая гражданская авиация СССР, также в тисках санкций, десятками лет летала над нейтральными водами, открытыми морями и океанами на Кубу, во Вьетнам, во многие другие места мира. Находили разные решения совместно с дружественными странами.

Всю Европу можно пересечь за три часа, США по диагонали - за четыре с половиной. А вот даже из Калининграда во Владивосток, Южно-Сахалинск, Анадырь самолет летит 10-11 часов…

Тот же транссибирский маршрут - кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию. И летали по нему западные авиакомпании вплоть до последнего. Это были для них настоящие даже не "медовые месяцы" - "медовые годы", несмотря на систему компенсационных платежей за пролет над Сибирью, которые они выплачивали "Аэрофлоту".

Теперь же европейские авиакомпании при полете в Японию вынуждены облетать Россию через Казахстан и Монголию. А это плюс несколько часов. Длительность авиадороги из Парижа в Токио достигла свыше четырнадцати часов. А некоторые авиакомпании даже отказались от рейсов в Гонконг, в том числе объяснив это закрытым воздушным пространством России.

Как еще раз не вспомнить слова моего коллеги, талантливого Джерри Томпсона, который уже покинул наш мир: "Думай глобально! Каждый день промедления обходится нам всем в миллионы долларов и упущенных возможностей".

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» Пентагон сократит бюджет на 8%
» Китайские ученые создали самую мощную в мире шпионскую камеру
» Маск согласился провести аудит средств, направленных Украине
» В Китае придумали, как принимать танкеры с российской нефтью в обход санкций США
» Голландия возвращает Нигерии более сотни бронзовых экспонатов из Бенина
» СМИ: Хегсет заявил Киеву о возможном выводе части ВС США из Европы
» Китай почти полностью обанкротил целую отрасль промышленности Восточной Европы
» Daily Telegraph: Европа намерена отправить менее 30 тысяч военных на Украину

 Репортаживсе статьи rss

» Как российские ученые развивают химиндустрию и почему санкции в этом помогают? Беседа с профессором Виктором Авдеевым
» Основатель Pink Floyd Уотерс выступил в СБ ООН по украинскому вопросу
» «Подвозим горючее на передовую в режиме секретности и маскировки»
» 35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
» Минобороны опубликовало документы об освобождении Венгрии от нацизма
» ФСБ рассказала, как в 1941 году советские чекисты начали путь к Победе
» Василий Небензя: мы за мир на Украине, а не перемирие
» Мир делят победители: Ялтинской конференции — 80 лет

 Комментариивсе статьи rss

» Для чего китайские власти подали позитивный сигнал частному бизнесу
» Турция дала надежду Зеленскому и боевикам ВСУ
» Daily Mail: боеготовность сухопутных войск Германии снизилась наполовину
» Турция и Россия в Сахеле: конкуренты или партнёры?
» «Мыслящие танки» США нацелены на Центральную Азию
» Эксперт рассказал про отношение Ким Чен Ира к России
» Почему Россия, наращивая запасы лития, никак не начнет его промышленную добычу
» «Трамп кинул Европу и Украину». Невероятное стало для Запада очевидным

 Аналитикавсе статьи rss

» "Гуаньча": БРИКС адаптируется к пошлинам Трампа в течение трех лет
» Разгадывая тайну войны. "Осмысленное" понимание современного мира представителем западной элиты
» Падение режима Асада: угроза или окно возможностей?
» «Абрамсы» сдерживания: на восточном фланге НАТО зарождается «танковая сверхдержава»
» Какие "черные лебеди" видны на горизонте и как не стать "обществом спектакля". Интервью "РГ" с гендиректором ВЦИОМ Валерием Федоровым
» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"