Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

НАТО начинает масштабные учения ядерных сил на севере Европы
В Калифорнии заявили о предотвращении третьей попытки покушения на Трампа
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
Марат Хуснуллин: «Льготная ипотека на новостройки полностью выполнила свою задачу»
14.10.24 15:57 В России
Развитие строительного комплекса, модернизация ЖКХ и активное развитие государственно-частного партнерства уже дают результаты: отрасль бьет рекорды по жилому и дорожному строительству. О том, какие инфраструктурные объекты будут созданы в ближайшее время, какие льготные ипотечные программы будут действовать минимум до 2030 года и что войдет в нацпроект «Инфраструктура для жизни», журналу «Эксперт» рассказал заместитель председателя правительства Марат Хуснуллин.

— Президентом и председателем правительства поставлены амбициозные задачи по развитию системы ЖКХ. Считаете ли вы, что для комплексного развития отрасли необходима отдельная стратегия или сейчас достаточно стратегии, которая разработана в рамках объединенного комплекса строительства и жилищно-коммунального хозяйства?

— Комфортные условия проживания россиян зависят от комплекса факторов, в том числе стабильной работы систем и объектов ЖКХ. Поэтому модернизация коммунальной инфраструктуры — это одно из важнейших направлений работы стройкомплекса страны.

Конечно, здесь еще достаточно проблем, во многом они связаны с тем, что долгие годы отрасль ЖКХ была недофинансирована. Но мы работаем над их решением, в том числе на тем, чтобы процесс модернизации коммунальных сетей опережал их ветшание.

В майском указе президента о национальных целях развития РФ поставлена задача к 2030 году улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг для 20 млн человек. Основным инструментом решения этой задачи станет комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, которая также рассчитана до 2030 года. Несмотря на все сложности, мы эту программу собираем, она уже на завершающей стадии.

В ней будут сведены все механизмы модернизации, а также перечень предложенных регионами конкретных мероприятий, которые необходимо реализовать. Общий объем финансирования программы — 4,5 трлн руб., включая федеральный, региональный бюджеты, а также внебюджетные источники. Привлекать инвесторов в ЖКХ очень важно — я считаю это обязательным фактором для успешной модернизации систем и объектов ЖКХ. Эта программа также станет частью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Сейчас продолжаем работу по уже действующим инструментам модернизации, в том числе «Инфраструктурному меню»: инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации, льготные займы из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Например, только по программе с участием средств ФНБ с 2022 года, когда она стартовала, в регионах ввели в эксплуатацию порядка 980 км инженерных сетей и около 190 объектов производственного назначения — это котельные, очистные сооружения и др. В результате уже почти 11 млн россиян обеспечены качественными коммунальными услугами.

— Высшие руководители страны не раз говорили о значимости государственно-частного партнерства (ГЧП) в реализации инфраструктурных проектов. Как вы оцениваете сейчас работу компаний-концессионеров в разных отраслях и ожидаются ли нормативные новации, призванные увеличить количество ГЧП (включая концессионные проекты)?

— Государственно-частное партнерство — это один из драйверов инфраструктурного и технологического развития страны, и за этим будущее. Сегодня, когда темпы строительства дорог, жилья, инфраструктуры продолжают расти, роль государственно-частного партнерства возрастает. Так как все наши масштабные планы только за бюджет реализовать невозможно. Привлечение дополнительных внебюджетных инвестиций открывает новые возможности для реализации самых амбициозных задач.

Проекты ГЧП оказывают существенные положительные эффекты как на бюджетную систему России в форме прямого и косвенного налоговых денежных потоков, так и в более широком смысле — на отечественную экономику. Такой механизм влияет и на общество, включая развитие рынка труда, качество внутреннего туризма и жизни граждан в целом.

Президент не раз отмечал важность взаимодействия государства и инвесторов, а также необходимость продолжать активную работу в этом направлении, наращивать темпы. Чем мы, конечно, будем заниматься, повышая равноправность сторон — органов власти и бизнеса.

Как пример — обход Тольятти с мостом через Волгу, движение по которому президент открыл в июле этого года. Объект строился по концессионному соглашению с использованием прямого капитального гранта, а также на средства инфраструктурного бюджетного кредита и инфраструктурных облигаций. Это стратегически важный объект как для региона, так и для всей страны. Он входит в состав международного транспортного маршрута «Европа—Западный Китай» с выходом на Казахстан и Китай, поэтому способствует увеличению скорости доставки грузов, укреплению торговых связей и экономического сотрудничества с дружественными странами.

ГЧП используется и в других сферах. Например, при строительстве социальной инфраструктуры с использованием средств инфраструктурных бюджетных кредитов. Или взять программу модернизации ЖКХ с участием средств ФНБ. В реализации проектов участвуют ресурсоснабжающие организации, которые вкладывают туда и собственные средства.

Тем не менее в сфере ЖКХ мы фиксируем нарушения в части соблюдения инвестиционных программ ресурсоснабжающими организациями. Все нарушения внимательно контролируем, активно здесь взаимодействуем с коллегами из Генеральной прокуратуры.

В целом нацелены повысить эффективность механизма ГЧП. Важно расширять практику его применения в федеральных и региональных проектах.

— С учетом тех приоритетов, которые сейчас есть в стране, отрасли необходимо искать собственные внутренние ресурсы. Есть ли необходимость в повышении эффективности строительной отрасли?

— Строительная отрасль в последние годы, несмотря на пандемию, санкции и прочие сложности, и так показывает отличные результаты. У нас рекордные темпы ввода жилья. В прошлом году ввели более 110 млн кв. м жилья — столько никогда не строили в России.

На 1 сентября, по данным Росстата, ввод жилья составил уже более 71 млн кв. м. Это на 1,6% больше аналогичного периода прошлого года. Это хороший результат, и работа активно продолжается. Наша задача — до конца года ввести не меньше 100 млн кв. м жилья.

Также растут и все связанные с жилищным строительством показатели. Например, градостроительный потенциал вырос на 11% и уже составил 465 млн кв. м. На сегодня у нас рекордный объем жилья в стройке — 117 млн кв. м.

Россия вышла на рекордный темп дорожной деятельности: в прошлом году было уложено 188 млн кв. м асфальтобетона. Такого результата не было никогда раньше в истории нашей страны. За семь месяцев в этом году уложили более 60 млн кв. м.

Мы также проводим активную нормативную работу, которая как раз призвана повысить эффективность стройотрасли, о чем вы и говорите. Все помнят, как президент поручил сократить количество СНиПов. Тогда стройотрасль действительно была излишне зарегулирована.

С тех пор мы сократили значительное количество излишних административных барьеров.

В результате с 2020 по 2023 год строительно-инвестиционный цикл в среднем сократился с 2181 до 1300 дней. На этом не останавливаемся. Считаем, что ни один объект не должен строиться более тысячи дней. Исключение — сложные, уникальные, масштабные проекты

Таким образом, мы сокращаем издержки для строителей, иными словами — даем им работать.

— Жилищное строительство бьет рекорд за рекордом, но продажи падают из-за отмены программы льготной ипотеки. Будет ли предложена замена этой программы? Планируются ли еще особые условия для новых регионов?

— Как я уже отметил, строительная отрасль за последнее время сформировала запас прочности. Да, мы видим определенное снижение в продажах. Тем не менее фиксируем, что ситуация на рынке в целом стабильная. Например, по сравнению с прошлым годом доля проданных квартир от общего объема строящегося жилья выросла на 3%.

После отмены льготной ипотеки у нас продолжают действие многие другие программы. Востребованной остается семейная ипотека, которую по поручению президента мы продлили до конца 2030 года. В условиях высоких рыночных ставок семьи с детьми могут взять кредит по ставке всего 6%. Оставшуюся разницу мы компенсируем за счет бюджета. Это было непростое решение, но мы его совместно с коллегами из Минфина и Центробанка приняли, понимая, что такая поддержка семьям необходима. С начала года семейную ипотеку взяли уже более 255 тыс. российских семей.

Благодаря продлению семейной программы на такой продолжительный срок — до 2030 года — граждане могут спокойно планировать свое будущее и быть уверенными, что государство их поддержит при рождении ребенка. Раньше люди видели риски в коротких сроках действия льготных программ, и из-за этого возникали всплески и падения спроса. Теперь же они могут быть уверены, что условия семейной ипотеки будут стабильными до 2030 года.

На Восточном экономическом форуме президент предложил сохранить ставку по «Дальневосточной ипотеке» на уровне 2%. Опять же в условиях высокой ставки ЦБ такое решение имеет огромное значение для улучшения жилищных условий жителей дальневосточных и арктических регионов. Это тоже долгосрочная, стабильная программа: она действует до конца 2030 года.

Также сохраняются «Сельская ипотека» и «Ипотека для ИТ-специалистов».

Если говорить о завершенной льготной ипотеке на новостройки, то она полностью выполнила свою задачу: позволила тысячам семей осуществить мечту о своей квартире, а также серьезно поддержала жилищное строительство в трудное время.

Что касается новых регионов, там тоже действует специальная программа — льготная ипотека под 2% годовых. Она призвана стимулировать спрос на жилье и также дать импульс развитию жилищного строительства. Уже видим первые результаты. Инвесторы зашли на территории и начали строить на внебюджетные средства. Введено уже три многоэтажки. В ДНР и ЛНР ведут строительство домов на 31 площадке. В результате на рынке нового жилья появится более чем 5,5 тыс. квартир в Мариуполе, Луганске и Свердловске. Кроме того, построят 200 индивидуальных домов.

В новых регионах, как и по всей России, тоже важно держать баланс между построенным объемом жилья и объемом спроса на него. Ситуацию мы мониторим, при необходимости будем принимать актуальные решения.

— Масштабной стройкой страны стало восстановление и развитие новых регионов. Прошло два года с воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с Россией. Какие результаты уже достигнуты по их развитию?

— Президент поставил задачу к 2030 году довести уровень жизни в новых регионах до среднероссийского показателя. Надо учитывать, что остальные субъекты тоже продолжают развиваться. Значит, в новых регионах нам надо это делать в несколько раз быстрее, чтобы догнать всю Россию.

Мы утвердили государственную программу восстановления и социально-экономического развития новых регионов. Она включает мероприятия по восстановлению жилья, объектов инфраструктуры, развитию социальной сферы, созданию благоприятного инвестиционного климата.

В новых регионах мы проводим беспрецедентный объем работ. Помогает вся страна. С 2022 года силами федеральных заказчиков и регионов-шефов там построено и восстановлено более 20,5 тыс. объектов. Масштабное и динамичное развитие инфраструктуры способствовало тому, что люди стали возвращаться домой. Это видно без какой-либо аналитики: из окон горит свет, на обновленных дорогах — активное движение, в благоустроенных парках и скверах люди прогуливаются, спортом занимаются. Мы сразу учли перспективное развитие городов и начали подготовку мастер-планов. Шесть уже завершены, еще девять в разработке.

Не самый простой вопрос с ЖКХ, потому что им раньше, при прежней власти, не занимались годами, и это, конечно, сказалось на эксплуатации систем. Но благодаря комплексному подходу к работам, которые проводятся за счет различных источников финансирования, включая средства специальных казначейских кредитов, сегодня уже почти 2,8 тыс. объектов ЖКХ перезапущено.

Работает программа развития и модернизации ЖКХ. По ней обновляются сферы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Также Фонд развития территорий в рамках нее профинансирует проведение капремонта многоквартирных домов.

Сейчас, чтобы была динамика по повышению уровня жизни в новых регионах, ведем работу по их включению в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни». То есть синхронизируем мероприятия программы социально-экономического развития новых регионов с ним.

Безусловно, одна из ключевых задач по результатам этого — улучшить жилищные условия. Стройка и экономику новых регионов двигает вперед. В том числе она позитивно сказывается на развитии местных производителей строительных материалов, при реализации новых проектов создаются рабочие места. Сейчас очевидно, что перезапускается ее реальный сектор. И одним из наиболее эффективных механизмов здесь стала свободная экономическая зона, уже включившая в реестр более 190 компаний.

— Закончено строительство трассы М-12. Какая трасса станет следующей мегастройкой?

— Одним из самых масштабных и значимых проектов считаю создание транспортного маршрута «Россия». Порядка 12 тыс. км свяжут западную часть страны и восточную — от Санкт-Петербурга до Владивостока. Всего порядка 24 регионов. Весь путь будет состоять из качественных новых и реконструированных трасс. В состав маршрута войдут: федеральная трасса М-11 «Нева», включая недавно открытый Северный обход Твери, ЦКАД в Московской области с обходом Малых Вязем, магистраль М-12 «Восток» с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов.

Поэтапно развиваем еще два международных транспортных коридора: «Европа — Западный Китай», «Север — Юг». Особое значение здесь отводим восточному направлению и транспортным связям с дружественными странами.

Строительство трассы М-12 «Восток» еще не закончено. Реализация этого грандиозного проекта продолжается. Да, мы уже запустили полноценное движение от Москвы до Казани — 810 км качественной скоростной дороги. А благодаря обходу Твери на М-11, движение по которому запустил президент этим летом, получили бесшовную связь между Санкт-Петербургом и Казанью — без светофоров и перекрестков. Сейчас активно ведем строительство продления трассы до Екатеринбурга. А дальше посредством реконструкции и расширения существующей трассы протянем М-12 до Тюмени.

В южных регионах ведем подготовительные работы по трассе Сочи — Джубга, которая станет серьезнейшим драйвером развития всего Азово-Черноморского макрорегиона.

Также мы ведем работу по строительству кольца вокруг Азовского моря, которое не только улучшает связанность новых регионов с остальной страной, но и создает новый сухопутный маршрут в Крым и Севастополь.

Но, конечно, крупные стройки есть не только в дорожной деятельности. Например, по поручению президента мы занимаемся масштабным проектом по созданию музейных и театрально-образовательных комплексов в четырех российских городах: Владивостоке, Кемерово, Калининграде и Севастополе. Эти кластеры будут включать современные концертные залы, театры, творческие учебные заведения и выставочные пространства. На сегодня уже введен в эксплуатацию 31 объект из 46.

Кроме того, создаем сеть современных университетских кампусов. Это тоже поручение президента. К 2030 году в планах построить как минимум 25 подобных кампусов. Например, недавно президент открыл последние семь объектов в МГТУ им. Н. Э. Баумана: пять зданий центрального кластера, «Квантум парк» и современный комплекс общежитий. Таким образом, новый кампус стал первым объектом в стране, который построили по федеральному проекту «Создание сети современных кампусов».

Как культурные кластеры, так и университетские кампусы станут центром притяжения местных жителей, будут влиять на дальнейшее развитие территорий, способствовать созданию новых рабочих мест. Поэтому это очень важные проекты.

Кроме того, мы продолжаем возводить отдельные крупные объекты. Например, не так давно был достроен новый корпус Третьяковской галереи в Москве, который до этого был долгостроем. Я сам был в этом корпусе — могу сказать, что это объект мирового уровня. Знаю, что там уже готовятся открыть первую выставку.

Кроме того, «Единый заказчик в сфере строительства» завершает реставрацию Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, а также достраивает новый корпус Музея Мирового океана в Калининграде. В ведение компании были переданы объекты Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, там должен появиться целый музейный городок. Все это знаковые для страны объекты. Так что работы у нас много, продолжаем выполнять все намеченные планы.

— Как идет формирование нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни»? Что в него войдет?

— Формирование нового нацпроекта «Инфраструктура для жизни» подходит к завершению. Минстрой уже внес в правительство паспорт документа. Это будет комплексный межведомственный нацпроект, в котором продолжится реализация нацпроектов «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», а также пяти инициатив социально-экономического развития правительства. Такой подход позволит системно подойти к развитию инфраструктуры и даст наибольший синергетический эффект для каждого жителя нашей страны.

Нацпроект будет включать 12 федеральных проектов, которые должны обеспечить достижение всех показателей национальной цели «Комфортная городская среда», утвержденной президентом в майском указе.

Один из приоритетов — создание 2 тыс. опорных пунктов для их последующего развития. Нам предстоит повысить там качество среды для жизни на 30% к 2030 году и на 60% к 2036 году. С федеральными ведомствами и регионами мы уже завершаем формировать перечень этих населенных пунктов, а также методику расчета качества среды.

В число опорных пунктов войдут: городские агломерации с населением до 250 тыс. человек, административные центры регионов, населенные пункты с точками роста, то есть те, где реализуются крупные инвестпроекты, а также стратегически важные населенные пункты, обеспечивающие безопасность государства.

Также необходимо в этом перечне определить 200 крупных и малых городов для подготовки мастер-планов. Наша задача — прийти к единым стандартам планирования. Здесь также получили предложения от регионов, с коллегами завершаем формировать перечень из 200 населенных пунктов.

При этом хочу обратить ваше внимание на то, что это не означает, что мы будем заниматься развитием только этих населенных пунктов. Мы, как и прежде, продолжим развивать страну повсеместно, комплексно.

Основная цель этого нацпроекта — создать инфраструктуру нового качества для жизни, работы и отдыха наших граждан. Причем инфраструктуру мы понимаем в самом широком смысле.

Центральный элемент «Инфраструктуры для жизни» — жилищное строительство. Наша задача — держать планку ввода жилья не менее 100 млн кв. м в год, а к 2030 году выйти на 120 млн кв. м.

Помимо этого, важным вопросом остается обеспечение социальной инфраструктурой при строительстве жилья, а это школы, больницы, культурные центры. Кроме того, будет продолжена программа благоустройства общественных пространств и дворов, которая получает большой отклик у людей.

Вместе с тем продолжим расселять аварийное жилье и модернизировать систему ЖКХ. Как мы с вами уже говорили вначале, по этому направлению предстоит большая работа.

В нацпроект также войдет дорожная деятельность. Качество дорог и транспортная доступность, как я уже говорил, играют важную роль для создания комфортных условий жизни граждан. Кроме того, продолжим обновлять парки общественного транспорта.

То есть, по сути, он охватывает все то, чем люди пользуются ежедневно. Наш нацпроект затрагивает каждого гражданина нашей необъятной страны.

Реализовать такой масштабный план какому-то одному ведомству невозможно. Тут должны работать вместе Минстрой, Минтранс, Минфин, Минэкономразвития, Минпросвещения и так далее, вся команда правительства в целом.

Сейчас мы завершаем урегулирование всех спорных моментов, высчитываем финансирование, отстаиваем свои предложения и беремся за работу. Я регулярно провожу совещания с Минстроем и Минтрансом по этим вопросам. Часто встречаюсь с губернаторами, от которых получаю предложения. Не так давно у нас состоялась стратегическая сессия у председателя правительства, где подробно обсуждались подходы к нацпроектам. Так что это очень большая работа, которой мы плотно занимаемся.

Нацпроект «Инфраструктура для жизни», по сути, определит, как страна будет развиваться в ближайшие годы.

 

English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны
» Что является капиталом венчурного инвестора
» О категории «снятие» у Гегеля и в диалектическом материализме
» С Днём Победы!

 Новостивсе статьи rss

» Президент Чехии снова обвинил Россию в проблемах мирового масштаба
» Польша создаст минные поля на восточной границе
» Торговая война ЕС и КНР: Брюссель ввел пошлины на китайское стекловолокно
» Форум "Сделано в России" представил достижения отечественных производителей
» Белоусов прибыл в Пекин с официальным визитом
» Израиль нанес удар по больнице в секторе Газа
» Группировка "Восток" освободила населенный пункт в Запорожье
» Караганов призвал остановить Европу, пока та не начала третью мировую войну

 Репортаживсе статьи rss

» Марат Хуснуллин: «Льготная ипотека на новостройки полностью выполнила свою задачу»
» S7 Airlines переходит на отечественную систему цифровой связи «борт-земля» ACARS
» Россия надеется на 110 млн т титана до 2030 года
» В НАТО и ввести военных: будет ли Украина играть роль Западной Германии?
» Роль Угледара в усилении «Мариупольского перешейка» и ситуация на фронтах — обзор
» Лукашенко подвергся бессмысленной мести Литвы и бывшего подчиненного
» Заем века: зачем Минфин размещает рекордный объем госдолга
» Польско-балтийская «Антанта» затмила «Квартет» из крыловской басни

 Комментариивсе статьи rss

» Великая дилемма ЕС: спасти свой автопром или подарить рынок Китаю
» Цены на еду начали разрушать Францию
» Израиль на Ближнем Востоке: планов громадье и «эра чудес» у правых радикалов
» Консорциум по строительству АЭС в Казахстане может оказаться и не консорциумом
» Почему Азербайджан выбрал китайский истребитель JF-17C вместо российского Су-30СМ?
» На Западе задумались, почему "российская пропаганда" побеждает
» Европа возвращается к мирному атому. Германия сама себя кинула
» WSJ: европейские страны охватил кризис управления

 Аналитикавсе статьи rss

» Вердикт Марио Драги: Евросоюз – лягушка, которую медленно варит Америка
» Биологические лаборатории в Армении: Турция в опасности!
» А. Роджерс: Метафизика войны (ч. 1 и 2)
» Бесконечность — это время ожидания до момента, когда экономика России лопнет
» Спонсоры Трампа и Харрис: кто они?
» Как развиваются межконтинентальные ракеты КНР
» Cовременная «наука» о международной политике может крайне мало дать её пониманию, и слава Богу
» Цена мирового господства: в США размышляют о тотальной милитаризации на несколько поколений вперёд
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"