В условиях санкционных ограничений российская авиационная отрасль столкнулась с необходимостью поиска отечественных решений для замены иностранных сервисов. Одной из ключевых проблем стала потеря доступа к адресно-отчетной системе авиационной связи «борт-земля» ACARS, которая обеспечивает оперативный обмен информацией между самолётом и наземными службами. ACARS (англ. Aircraft Communications Addressing and Reporting System) – цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких, относительно простых сообщений между самолётом и наземными станциями через прямую радиосвязь или через спутниковые системы. Применение ACARS уменьшает количество ложного монтажа/демонтажа блоков и снижает время простоя самолёта за счёт ускоренных процедур технического обслуживания. До марта 2022 года сервис ACARS для российских и зарубежных авиакомпаний предоставляли иностранные провайдеры, используя сеть радиостанций, размещённую на территории России, и обрабатывая авиационные сообщения в зарубежных процессинговых центрах. С прекращением доступа к этой системе эффективность использования парка воздушных судов снизилась, а экономические потери авиакомпаний выросли. Для решения проблемы АО «Азимут» Госкорпорации Ростех разработала необходимое оборудование, а предприятие «Инфоком-Авиа» взяло на себя роль оператора информационных услуг в области авиационной деятельности. Совместными усилиями они восстановили сервис ACARS для отечественных авиаперевозчиков, создав сеть наземных станций на основных направлениях полётов «север-юг» и «запад-восток» и сформировав центр обработки данных на территории России, рассказали в Ростехе. Важным этапом стало заключение договора о коммерческой эксплуатации отечественного сервиса ACARS с крупнейшим частным перевозчиком России, авиакомпанией S7 Airlines. После двух лет тестирования и оптимизации системы, «Инфоком-Авиа» официально перешла к её коммерческой эксплуатации. «Обеспечение безопасности полётов является главным приоритетом S7 Airlines. Несмотря на то, что диспетчерская связь остаётся надёжным каналом коммуникации, мы считаем важным расширить способы обмена данными. ACARS упрощает работу пилотов, позволяя им оперативно получать необходимую информацию», – подчеркнулзаместитель генерального директора по безопасности полётов S7 Игорь Бочаров. В планах «Инфоком-Авиа» – расширение зоны предоставления сервиса ACARS на всю территорию страны и подключение всех российских авиакомпаний. Компания также рассматривает несколько заявок от иностранных авиакомпаний, заинтересованных в подключении к сервису ACARS на российской территории. Восстановление сервиса ACARS не только решило проблему импортозамещения, но и открыло возможность внедрения новых видов аэронавигационного обслуживания, ранее недоступных в России. К ним относятся цифровая автоматическая передача информации в районе аэродрома (D-ATIS), цифровое диспетчерское разрешение на вылет (DCL) и связь «диспетчер-пилот» (СPDLC). С внедрением отечественной системы авиационной связи можно констатировать, что швейцарская SITA, которая до марта 2022 года предоставляла доступ к данной услуге, навсегда потеряла российский рынок. |