Регистрация / Вход
мобильная версия
ВОЙНА и МИР

 Сюжет дня

Трамп официально вступил в должность президента США
США начали размещение в Европе модифицированных ядерных авиабомб
Йеллен анонсировала чрезвычайные меры, чтобы избежать дефолта в США
Путин и Пезешкиан подписали договор о стратегическом партнерстве
Главная страница » Репортажи » Просмотр
Версия для печати
РЖД взломали по-крупному
14.01.21 21:16 Наука, техника, образование

В сети РЖД обнаружилась гигантская брешь, позволяющая даже обычным пользователям проникать в нее и получать доступ к критически важным системам. Они смогут подключаться к информационным табло на перронах, системам вентиляции и даже к камерам наблюдения, а опытный хакер получит возможность вывести их из строя на несколько дней или недель.

Взлом РЖД

ИТ-сеть "Российских железных дорог" (РЖД) оказалась максимально уязвимой к взлому и проникновению даже пользователями, не имеющими большого опыта в хакерстве. Это доказал пользователь Habr под псевдонимом Mysterious grey-hat hacker Alexey (@LMonoceros) из Новосибирска.

LMonoceros искал в интернете незащищенные прокси, но вместо них нашел открытый доступ значительной части компьютерной сети РЖД – к тысячам камер наблюдения (на путях и в офисах), IP-телефонам и FreePBX- и IPMI-серверам, а также к целому ряду внутренних сервисов и систем компании, например, к системе управления кондиционированием и вентиляцией помещений, доступ к которой извне, в теории, осуществляться не должен. Он смог подключиться даже к системам управления табло на перронах и целому парку различных сетевых устройств.

В их числе были и многочисленные роутеры, часть которых работала на устаревшем ПО и без паролей, что открывает еще больший простор для "творчества".

По мнению LMonoceros у РЖД не работает система безопасности. Он отметил отсутствие системы обнаружения вторжения, межсетевых экранов, а также политики управления паролями, поскольку множество сетевых устройств работают в сети компании без них.

Возможные последствия

LMonoceros подсчитал, к чему может привести открытый доступ к сети госкомпании на примере камер наблюдения. По его данным, в сети РЖД около 10 тыс. камер приблизительно от 10 производителей, стоимость случайно выбранной из списка – в пределах 13 тыс. руб. Он рассчитал, что на вывод из строя всех этих камер, с учетом повторяющихся моделей и вендоров, у гипотетического хакера уйдет не больше недели, и в итоге он нанесет ущерб компании как минимум на 130 млн руб.

Оперативно заменить тысячи и тем более десятки тысяч камер РЖД не сможет – часть она возьмет из запасов, но основную массу придется закупать путем объявления торгов. Это означает, то российские ЖД-пути и сопутствующие помещения будут без видеонаблюдения, по подсчетам LMonoceros, не меньше месяца. "А вот это уже опасность террористической угрозы. Чтобы ее хоть как-то снизить потребуется на 10 тыс. объектов существенно усилить охрану. То есть даже на маленькую ЖД-станцию потребуется дополнительно шесть человек охраны. Кажется, счет уже уходит на миллиарды", – добавил он.

Помимо этого, LMonoceros оказался не единственным, обнаружившим гигантскую брешь в сети РЖД. Он выявил определенные доказательства того, что в ней присутствует как минимум один посторонний. "Очень много признаков, что в этой сети кто-то “живет”", – написал он.

Комментарий РЖД

Представители РЖД отреагировали на публикацию LMonoceros, сообщив CNews, что утечки персональных данных клиентов компании после "возможного" проникновения в сеть одного ее из подразделений компании не было. "РЖД проводит расследование по публикации в открытом источнике данных, связанных с информационной безопасностью одного из подразделений холдинга. Сообщаем, что утечки персональных данных клиентов холдинга не произошло, угрозы безопасности движения нет", – рассказали CNews в компании.

"РЖД непрерывно совершенствует собственную ИТ-инфраструктуру – одну из самых масштабных в России – тестирует и аудирует новые решения. Компания открыта и приветствует предложения по усовершенствованию собственной ИТ-инфраструктуры, при этом выступает против неправомерного доступа к информационным системам и публикации данных, связанных с информационной безопасностью, в открытых источниках. Напоминаем, что неправомерный доступ к компьютерной информации является уголовным правонарушением", – отметили представители РЖД.

Громкий взлом через Wi-Fi "Сапсана"

В ноябре 2019 г. РЖД столкнулась с не менее серьезным случаем взлома. Пользователь Habr @keklick1337 из Москвы сумел проникнуть во внутреннюю сеть компании через Wi-Fi поезда "Сапсан", о чем написал 15 ноября 2019 г.

Сделал он это прямо со своего мобильного устройства, находясь в салоне поезда. "Все настроено ужасно, одинаковые пароли везде – признак хорошего админа, и хранение данных в текстовых документах тоже гуд. … Все, кто подключен к их Wi-Fi подвержены снифу трафика, ибо все идет через их прокси, можно легко собирать HTTP-трафик, но если чуть постараться, то и HTTPS (проверено). К данным пассажиров рейса получить доступ не составляет труда, и занимает это от силы 20 минут", – написал @keklick1337.

Он добавил также, что несколько лет назад уже обращался в РЖД с сообщением об уязвимости в ее сети. "Они побрили меня с выплатой и просто исправили ее, так что отношение у меня к ним не ахти", – подытожил @keklick1337.

В конце ноября 2019 г., по информации РИА "Новости", специалисты РЖД провели проверку сети и не обнаружили в ней уязвимостей, так или иначе влияющих на утечку критических данных. Об этом сообщил лично директор РЖД по информационным технологиям Евгений Чаркин, занявший эту должность в декабре 2015 г.

"Почему удалось взломать? Наверное, потому что злоумышленник. Наверное, из-за “фана”. Юный натуралист", – добавил тогда Чаркин. Он сообщил, что после этого случая будет проведена некая дополнительная работа.

 

XP Best14.01.21 23:01
Главное, что рельсы не украли...

А как камеру можно вывести электронным способом - заставить ее спрыгнуть с держалки и убиться об асфальт? Верю, что можно откл видео показ в компе или запись на хард, но не саму камеру испортить.

Опасность не в том, что в камеру террористов не увидят, а в том, что могут стрелки передвинуть так, что скорый пассажирский влетит на полном ходу на запасной путь, где стоит состав из 100 цистерн с нефтепродуктами.

Была же инфа о каких-то массивных тратах РЖД на цифровизацю и программистов. Описание похоже как в программах 90-х гг. Наверное с тех пор и не меняли ничего.

supalex14.01.21 23:30
Рабинович по телефону напел...
В оригинале всё гораздо интереснее: ссылка
delta15.01.21 01:05
Не могу избавиться от ощущения, что ситуация разогревается желающими убрать Евгения Маркина, и посадить на его место своего человечка.
Тот, кто, реально, захотел бы помочь РЖД (за деньги)закрыть прорехи в ПО, не стал бы поднимать вселенский кипеш.
Ну, не верю я, чтобы компьютерные гении, за пределами компов были такими глупыми, и вместо помощи стране и отечественной компании, выставили себя наводчиками.
diversant77715.01.21 07:36
> delta
Ну, не верю я, чтобы компьютерные гении, за пределами компов были такими глупыми, и вместо помощи стране и отечественной компании, выставили себя наводчиками.
Судя по тексту этой статьи, а также в свете опубликованной в инете информации от автора - складывается впечатление что именно этим автор и пытается привлечь внимание ответственных лиц компании и государства к решению проблем устранения уязвимостей. Ввиду того что в самой компании получается что болт положили с левою резьбой на ИТ-безопасность, т.к. автор наглядно показывает что проблема известна была не вчера. Но ничего внятного не делалось. Проще обозвать лиц нашедших дыры хулиганами и т.п. чем что-то начать делать.
Если ответственные менеджеры предпочли закрыть глаза на проблему, то что автор должен был сделать?
И да, название статьи заведомо некорректное.
Никто ничего особенно и не взламывал - просто указали на существующиеизвестные громадные дыры в безопасности.
Напомню - год назад сайт РЖД был взломан и выложена в доступ база личных дел работников компании.
RML15.01.21 12:43
"В их числе были и многочисленные роутеры, часть которых работала на устаревшем ПО и без паролей, "

Это разве взлом? Это просто "добро пожаловать".
Smallrat15.01.21 13:34
По отзывам людей работавших с РЖД, они вообще не удивлены всему этому, учитывая масштабы бардака внутри - незапароленные роутеры это не косяк, а корпоративная политика.
Feather15.01.21 14:17
Когда я узнал что конструктора из ПКБ ЦТ РЖД в Торжке лично ездят на монтажи по России и сами ручками монтируют оборудование, то был слегка хмм... удивлен.
Ну типа, а чо, проектирование подождет, монтаж делать надо!
Мороз15.01.21 16:22
При всем этом - билеты дороже чем на самолет, а цена доширака в вагоне- в 5-8 раз дороже магазинной. И никто не сказал главного - это разворовывание по сути. Того самого бюджета, из которого выделяется бабло на цифровизацию, развитие, дотации и так далее. А следственный комитет где?
Железная дорога - это стратегический из самых стратегических объектов. Круче только АЭС, и сети управления стратегическими вооружениями.
Но.. Наказан никто не будет - 100500%. Пересмотра обстоятельств аварий за последние 15 лет на ЖД - 98%. Проверок целевого расходования стредств - 95%.
И так далее. А что вероятно - так это повышение тарифов, нужно же устранять и покупать новое оборудование, и под эту же тему - новые субсидии. Также накажут этого хакера (который как бы и не совсем хакер).
-------------
ИТ-директор насмешил. Этот перл - в мемориз, гранитный. "Потому что злоумышленник, вот и взломал". Этому человеку платят зарплату зря. Если РЖД не хочет проблем - его нужно не уволить, а выгнать под ср*ку ногой, с позором - он дилетант. В США за такое уволят сразу, в Японии - придется харакири делать.
От Новосибирского Алексея на его должности - пользы будет в миллион раз больше.
Dmitriy42715.01.21 16:31
Вроде бы Вы в реальном мире живёте, а рассказываете о сказочном. Синекуры, не предполагающие никакой "реальной пользы", существуют в любой крупной корпорации США или Японии, и никаких увольнений, и харакири не предусматривают, разумеется. Только перевод с повышением... Евгений Чаркин, уже не IT-директор, а заместитель "гендира" РЖД, кстати.
mcf15.01.21 17:33
> delta
Не могу избавиться от ощущения, что ситуация разогревается желающими убрать Евгения Маркина, и посадить на его место своего человечка.
Ачто ? Нужно понять и простить, да ?
Гнать в шею таких управленцев. Позорище. Да там конь не валялся.
Мороз15.01.21 17:44
> Dmitriy427
Вроде бы Вы в реальном мире живёте, а рассказываете о сказочном. Синекуры, не предполагающие никакой "реальной пользы", существуют в любой крупной корпорации США или Японии, и никаких увольнений, и харакири не предусматривают, разумеется. Только перевод с повышением... Евгений Чаркин, уже не IT-директор, а заместитель "гендира" РЖД, кстати.
Не совсем понял о чем вы. Ну приведите тогда пример синекуры в крупной корпорации США или Японии тогда. КТО там "за просто так" получает большие деньги? Особенно в директорате?
По-моему в сказочном мире живу как раз не я.
Dmitriy42715.01.21 18:01
Вы, г-н Мороз, сейчас собирательный образ всех четырёх обезьянок изображаете? Самое злободневное: "С 2006 по 2009 годы Байден являлся членом совета директоров, государственной железнодорожной компании Амтрак, хотя и не имел до этого никакого опыта в области железных дорог, кроме езды на них в качестве пассажира.". ссылка

Таких мажоров сотни в паблике и тысячи в реале, ищите и обрящете. Хотя, до партийной номенклатуры, воспеваемого Вами СССР, им ещё очень далеко количественно, конечно.

Dmitriy42716.01.21 12:51

diversant777
Предупреждение по п.п. 3.2.
SergeiS16.01.21 12:59
На самом деле, возвращаясь к статье, непонятно о чем спорить.
Простой скан выявил отсутствие в компании РЖД минимальной культуры IT безопасности.
> supalex Рабинович по телефону напел...
В оригинале всё гораздо интереснее: ссылка

Дааа, без комментариев.... жесть :(

Должен ли кто-то нести ответственность? Административную/уголовную?
По мне так однозначно, сверху вниз по цепочке менеджмента. Это ведь разговор о крупнейшей транспортной компании России...
Beagle16.01.21 14:48
> XP Best
А как камеру можно вывести электронным способом - заставить ее спрыгнуть с держалки и убиться об асфальт? Верю, что можно откл видео показ в компе или запись на хард, но не саму камеру испортить.
Я читал статью на Хабре. Камеры выводятся из строя заливкой прошивки, в которой отключён сетевой интерфейс. После чего камера превращается в железку, которую надо снимать со столба и перепрошивать руками. А их 10 тысяч.
Dmitriy42716.01.21 16:18
Мороз
Ответ Вам был дан, с предупреждением о последующем удалении и предложением проиллюстрировать свои измышления конкретными примерами. Вы скромно промолчали. Что ж, я его продублирую:

"Ложь через предложение, г-н Мороз. Всё остальное же - голая софистика (подмена смыслов и понятий), плюс чисто совковый (отнюдь не советский) популизм о мифических "народных деньгах". Я их удалю чуть позже. А пока предлагаю Вам привести конкретные примеры, где я "огульно оплёвываю СССР", моей "любви к США" или призывов приветствовать протекционизм и кумовство.

P.S. Партийная номенклатура СССР, здесь при том, что это тоже каста "неприкасаемых", ни за что не несшая реальной ответственности. Каста профанов, тормозящая или уничтожающая любое стоящее дело. И куда более многочисленная, со всеми своими чадами и домочадцами, чем нынешняя."

Именно потому, что я участвовал в дискуссии, до того как Вы попытались превратить её в чисто демагогический наезд на меня (переход на личности недвусмысленно запрещён здесь), я не применяю в отношении Вас админресурс. И ознакомьтесь уже с правилами портала о модерации комментариев. - ссылка
Giotoo18.01.21 16:56
Взлома не было...
Была "открытая дверь" в локальную сеть крупной компании... и если её обнаружил автор, значит её давно обнаружили "многие другие"...
Человек просто показал критическую уязвимость сетей РЖД... важную обнаруженную информацию скрыл...

В России очень низкая культура IT-безопасности...
Потому что еще ни разу не было... действительно масштабной хакерской атаки с целью разрушить или парализовать... какую-либо гражданскую или военную сферу деятельности...
Очень многие вещи в России начинают происходить и переосмысляться... после того как "грянет гром"...
(данный случай не из разряда "грянул гром"... поэтому на ситуацию в целом не повлияет)

Это проблема не только РЖД, это проблема почти всех компаний и ведомств России... (за редким исключением, есть пара госслужб и десяток компаний, которые всерьез занимаются it-безопасностью...вкладывая значительные ресурсы в персонал и технические средства... хотя и их периодически взламывали...)...

Специалисты Киберкомандования США (US Cybercom), не раз похвалялись... что практически живут в сетях российских служб и компаний... и это правда в значительной степени, у них технические средства и возможности... гораздо более серьезные, чем "снифферы и сканеры" обычных хакеров...
Спящий лев18.01.21 20:16
> Giotoo

В России очень низкая культура IT-безопасности...
Потому что еще ни разу не было... действительно масштабной хакерской атаки с целью разрушить или парализовать... какую-либо гражданскую или военную сферу деятельности...
Очень многие вещи в России начинают происходить и переосмысляться... после того как "грянет гром"...
(данный случай не из разряда "грянул гром"... поэтому на ситуацию в целом не повлияет)

Это проблема не только РЖД, это проблема почти всех компаний и ведомств России... (за редким исключением, есть пара госслужб и десяток компаний, которые всерьез занимаются it-безопасностью...вкладывая значительные ресурсы в персонал и технические средства... хотя и их периодически взламывали...)...
Специалисты Киберкомандования США (US Cybercom), не раз похвалялись... что практически живут в сетях российских служб и компаний... и это правда в значительной степени, у них технические средства и возможности... гораздо более серьезные, чем "снифферы и сканеры" обычных хакеров...
Были и с тяжкими последствиями, на госуровне, но довольно давно. Масштабные, но с локаальным ущербом отдельным лицам были неоднократно.
По факту, с учетом халатности оказалось проще и дешевле идейных зомби или бухариков, а также под видом акций/игр на диверсии отправлять.
Обязанны обеспечивать IT-безопасность минимум с 2012, была даже федеральная программа, но по факту единой системы на 2019 год построено не было.
Просто выведено на бумажный носитель, но у молодняка привычки не позволяющие им не тащить бумажную инфу не подлежащую размещению в сети в сеть, т.к. им "её так обрабатывать удобнее"
English
Архив
Форум

 Наши публикациивсе статьи rss

» Памяти Фывы
» С Новым Годом!
» Ловушка классической семьи
» Сирийские перспективы
» Какая классовая борьба настоящая, и может ли рабочий класс быть субъектом классовой борьбы?
» Система Джемаля
» Пятница,13-е
» Прокси-война России и мира Запада: кому это выгодно экономически?
» Война на Кандалакшском направлении 1941-1944, Сборник документов с немецко-финской стороны

 Новостивсе статьи rss

» "Правый сектор"* признали террористической организацией
» Трамп заявил, что хочет встретиться с Путиным немедленно
» Патрушев: Поручения президента не исполняются, системные проблемы не решаются
» ВС России выдвинули ВСУ в Великой Новоселке ультиматум о сдаче
» В России проиндексируют более 40 мер социальной поддержки
» Зеленский попросил Трампа отправить американских солдат на Украину
» Москва ждет от команды Трампа исправления ошибок предшественников в отношении Украины
» Путин поручил проверить состояние танкерного флота России

 Репортаживсе статьи rss

» Грузия рискует остаться без грузинских продуктов питания
» Третье возрождение за столетие: Как проходит восстановление мариупольского порта
» Охота на «русских шпионов» в Прибалтике выходит на новый уровень
» Трамп начал президентский срок значительными изменениями политики администрации Байдена. Обобщение
» Интересные факты и рекорды: чем запомнились различные президенты США
» ИИ вместо пилота, дуэль истребителей, опасные маневры: летчик-испытатель Сергей Богдан рассказал "РГ" о нюансах профессии и современных самолетах
» Японский историк написал книгу о геноциде в Донбассе
» "Короли неба" встают в строй: За счет чего российский истребитель Су-57 превосходит всех западных конкурентов

 Комментариивсе статьи rss

» Без Москвы прожить — не бороду сбрить: в Армении вдруг вспомнили о России
» Как отразится взятие крупнейшего месторождения лития на экономике России
» Поставки Россией газа в Иран могут компенсировать треть от потери рынка Европы
» Великое упрощение американского образования
» Британия – КНР: возвращение к традициям прагматизма?
» Скотт Бессент обрисовал контуры финансовой политики США на ближайшие годы
» «Черный лебедь» или «серый носорог»
» Эстония и Финляндия хотят бороться с российским «теневым флотом»

 Аналитикавсе статьи rss

» Какие "черные лебеди" видны на горизонте и как не стать "обществом спектакля". Интервью "РГ" с гендиректором ВЦИОМ Валерием Федоровым
» Мир на краю ловушки ликвидности
» Минутка преодоления трудностей
» «Избавиться от морока либерализма»: Какую победу может одержать российский учитель?
» Китай впервые за 14 лет поддержит свою экономику
» Инфляция в РФ в ноябре составила 1,43%, годовая ускорилась до 8,88%
» США передали Украине 847 ракет Patriot на 3,26 миллиарда долларов
» Эффект бумеранга. Volkswagen может пасть жертвой русофобской политики Евросоюза
 
мобильная версия Сайт основан Натальей Лаваль в 2006 году © 2006-2024 Inca Group "War and Peace"