Китай сделает все для того, чтобы не дать США возможность уйти вперед в развитии сложнейших военных технологий или реализовать стратегические преимущества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, пишет журнал The National Interest. Отношения между США и Китаем в последние годы становятся все более напряженными, и одна из причин этого – все возрастающая конкуренция в области обеспечения национальной безопасности с использованием самых современных технологий. На подобное обострение влияет целый ряд факторов, среди которых существующие альянсы в Юго-Восточной Азии, экономическая конкуренция, территориальные споры и быстрое развертывание самых современных обычных видов вооружений, говорится в статье. "Истории известно много различных проблем в области безопасности, но проблема безопасности в отношениях Китая и США может иметь опасный поворот – страны используют сложные типы военных технологий, которые оказываются на стороне того, кто первым и максимальной силой ударит по всем возможным областям конфликта", — пишет издание. Опасность заключается в том, что как только одна из двух крупнейших экономик в мире, обладающих ядерным оружием, разрабатывает новую платформу или систему высокотехнологичных вооружений, вторая немедленно стремится к разработке аналогов или даже более мощных вооружений, отмечает NI. Китай находит все более эффективные методы, чтобы не пускать посторонние силы в Азиатский регион. При этом США по-прежнему ищут различные способы доступа в регион и сохранения возможностей для поддержания проекции силы. Так, у Вашингтона есть атомные подводные лодки с ракетами "Томагавк" для поражения наземных целей, которые при необходимости могут быть использованы для ударов по узлам китайского управления и командования. Для защиты, в том числе и от них, Пекин намерен создать наблюдательную сеть, включающую спутниковые и радиолокационные системы, указывает The National Interest. Кроме того, сами доктрины безопасности Китая (anti-access/area-denial, или A2/AD) и США (Air-Sea Battle Concept, или JAM-GC) противопоставлены друг другу. Если китайская A2/AD заключается в преграждении доступа и блокировании определенных зон для противника, то американская JAM-GC — в интеграции различных видов войск и техники рядом с театром военных действий для сдерживания и ударов по противнику, напоминает издание. Несмотря на множество глобальных вызовов, в частности борьбу с террористической группировкой "Исламское государство" (ИГ), миру следует со всей серьезностью отнестись к конкуренции в военной сфере между Китаем и США, пишет NI. Хит: терпение КНР по поводу "вмешательства" США в Азии не бесконечно Приоритетным направлением международной политики Китая становится политика в отношении "периферийных" и "развивающихся" стран, в связи с этим значительно снижается стратегический приоритет партнерства Пекина и Вашингтона, считает эксперт исследовательского центра RAND, экс-аналитик правительства США по китайско-американским отношениям Тимоти Хит. Пекин намерен использовать свое возрастающее влияние в мире для того, чтобы консолидировать лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, полагает Хит. В связи с этим терпение Китая в отношении "вмешательства" США в значимые для Пекина политические и экономические вопросы с каждым годом будет уменьшаться. Более того, КНР, укрепив свои лидерские позиции в АТР, может потребовать реформирования мирового порядка в сторону системы, в большей степени отражающей актуальные сдвиги в глобальном балансе сил. Аналитик также обращает внимание на то, что стратегическим интересом Пекина в ближайшее время будет расширение региональных сфер влияния — в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. "По словам замминистра иностранных дел КНР, объемы торговли с Восточной и Юго-Восточной Азией составили почти $1,4 трлн, что превышает масштаб торговли с ЕС и США вместе взятыми. Половина из топ-10 торговых партнеров Китая из Азии, и 70% зарубежных инвестиций КНР приходятся на азиатские государства. Скорее всего, тренд к региональной интеграции продолжится", — полагает Хит. Проявляя инициативу в региональной политике, пишет эксперт, Китай делает важный геостратегический шаг, делая безопасным "фланги", и подготавливает почву для вступления в высшие эшелоны мировой власти. Важнейшей потенциальной угрозой для Пекина в этой связи является система государств-сателлитов Соединенных Штатов, которые имеют свои территориальные претензии, в частности в Южно-Китайском море. В такой ситуации ключевым вопросом китайской политики долгое время оставался "дисбаланс между политической стабильностью и экономическим ростом в Азии". Китайский проект по созданию азиатского "содружества государств с общей судьбой" направлен именно на разрешение этой проблемы. Повышение статуса "периферийных" и "развивающихся" государств в иерархии стратегических интересов китайской политики означает, что в Пекине все меньше внимания будут уделять отношениям с Соединенными Штатами, считает Хит. Несмотря на то что экономический рост Китая во многих отношениях вызван доступом к западным рынкам и технологиям, пишет аналитик, тенденции последних десяти лет говорят о снижении зависимости от США. В результате финансового кризиса экономика развитых стран оказалась в процессе длительной стагнации, в то время как развивающиеся рынки уже готовы превзойти Запад по объемам спроса и темпам роста. Особенно важными партнерами для КНР становятся союзники Пекина по БРИКС — Россия, Бразилия, ЮАР, Индия, а также Индонезия и Мексика. |