Крупнейшим торговым партнером России сегодня по-прежнему является Китай, на который приходится 11% всего внешнего товарооборота нашей страны. Однако, этот показатель постепенно снижается. Китай не может заменить всех потерянных из-за санкций торговых партнеров России. Более того, наш импорт не развивается, а экспорт сталкивается с конкуренцией со стороны нового Экономического пояса Шелкового пути.
По данным Федеральной таможенной службы, за прошедший год товарооборот с Китаем сократился на 0,5% и составил $88,4 млрд. (Хотя, Главное таможенное управление Китая владеет несколько иными данными: $95,3 млрд и рост на 6,8%.) А в январе этого года ситуация еще более усугубилась - оборот сократился более чем на треть (36,4%) по сравнению с январем 2013 года. Экспорт китайских товаров в Россию в январе тоже сократился на 42,1%, до $2,8 млрд, а поставки российских товаров в Китай — на 28,7%, до $2,5 млрд. Это тоже данные КНР, российских пока нет. Цифры не утешительные, учитывая тот факт, что Китай и Россия поставили цель увеличить товарооборот в 2015 году до $100 млрд и к 2020-му — до $200 млрд.
"Не очень понятно, за счет чего мы сможем это сделать, если не заниматься очевидными приписками", — говорит заведующий отделением востоковедения НИУ ВШЭ Алексей Маслов.
Вероятно, поставки товара в Китай сокращаются из-за падение цен на нефть и снижения спроса, который со стороны промышленных предприятий КНР падает вместе с замедлением роста ВВП. Так, если прирост ВВП Китая в 2013 году составил 7,7%, то в 2014 году сократился до 7,4% — это почти вдвое меньше, чем в докризисном 2007 году (14,2%). Прогнозы Всемирного банка на ближайшие 3 года еще ниже: на 2015 год — 7,1%, на 2016 год — 7%, на 2017 год — 6,9%. Но помимо этих факторов есть и другие долгосрочные тенденции.
По данным Минпромторга, львиную долю поставок из Росси в КНР составляет сырье — минеральное сырье (нефть, газ и пр. — 49,3%) и лес (15,4%). Также на экспорт идут химическая продукция (12,9%), металлы (9,1%), машины и оборудование (8,4%).
Помимо этого, Россия планирует наращивать экспорт энергоресурсов в Китай. У "Роснефти" контракт с CNPC на $270 млрд, у "Газпрома" — на $400 млрд и строительство "Силы Сибири", правда, китайская сторона фактически отказалась его финансировать.
В то же время Китай развивает проект "Шелковый путь 2.0", целью которого является объединение стран Центральной Азии, куда входит Туркмения, основной азиатский поставщик газа в КНР. Сейчас она поставляет около 20 млрд кубов в год, или порядка 50% всего газового импорта Китая, а к 2020 году планирует увеличить объемы поставок до 65 млрд кубов.
Другим серьезным конкурентом России на этом рынке является Казахстан. Китайские инвесторы приобрели большой пакет акций казахской компании KazMunaiGas, которая поставляет в КНР около 10 млн тонн в год.
Металл.
Когда-то Китай казался перспективным рынком для поставок металла, однако он быстро научился производить металл самостоятельно и, более того, к 2006 году стал одним из ведущих ее экспортеров, а уже в 2007 году стал мировым лидером в этой области. Теперь в Китае образовался профицит стали.
Весной 2014 года российские металлурги, опасаясь санкций Запада, вновь обратили взоры к Китаю. Гендиректор "Норильского никеля" Владимир Потанин не исключил увеличения поставок никеля и палладия в Китай (и Японию). Планируют нарастить поставки в Азию также "Мечел" и "Металлоинвест". Однако шансов реализовать эти планы мало из-за жесткой конкуренции на рынке КНР.
Транспорт.
Осенью прошлого года Россия и Китай запланировали построить железную дорогу - Евразийский высокоскоростной транспортный коридор Москва — Пекин, включающий в себя магистраль Москва — Казань. Этот проект пока находится в стадии разработки. Также Объединенная авиастроительная корпорация вместе с Китаем строит широкофюзеляжный самолет. На реализацию этого проекта, который оценивается в $13 млрд, ОАК планирует просить средства из госбюджета.
Продовольствие.
"Россия сама может наладить поставки продовольствия в Китай и выровнять тем самым торговый баланс", — считает китаист Маслов. В первую очередь речь идет о сельскохозяйственной продукции, зерне. "В Китае идет очень быстрая урбанизация. Уже более 50% населения живет в городах. Города съедают пашни", — рассказал он. В феврале российский производитель соков "Сады Придонья" сообщил о начале поставок соков и детского питания в Китай.
Импортируем мы из Китая в первую очередь машины и оборудование (49%), одежду и обувь (19%) и химическую продукцию (8%). По словам Маслова, России сейчас нужно искать поставщиков текстиля, компонентов для производства пластмасс, а также всего, что касается телекоммуникаций.
Кроме того, теперь, когда КНР вышла на первое место в мире по количеству технических лабораторий на душу населения и по экспорту технологий, она готова поставлять их в Россию. Но к технологиям должны прилагаться специалисты и производители, а у нас их нет, и Китай не сможет готовить для России передовых технологов, так как учиться там очень сложно из-за языка.
Оборудование.
"Китай сможет заменить поставки сменных деталей для станков и оборудования в пищевой промышленности, нефтедобывающей отрасли. Но надо понимать, что срок изнашиваемости этих вещей будет меньше: если обычно — пять-восемь лет, то у китайских будет три-пять лет. То есть они будут дешевле, но и качество будет соответствующее", — предупреждает Маслов.
Медицина.
Россия увеличивает закупку фармацевтической продукции из Китая, это видно на примере Москвы. В 2012 году столица купила на $41 млн, а в 2014 году уже на $65 млн. "Китай выпускает довольно много аналогов и является одним из ведущих поставщиков медицинского оборудования — оснащения зубопротезных кабинетов, аппаратов МРТ — на рынки Юго-Восточной Азии, — говорит Маслов. — Но пока что китайские аналоги оборудования и дженерики лекарств несопоставимы по качеству с теми, которые мы получали из Европы, и даже с нашими".
Автомобилестроение.
Китайская автомобилестроительная компания Great Wall Motors планирует построить завод в Тульской области на территории индустриального парка "Узловая". Инвестиции должны составить порядка $520 млн. "Китай как раз готов и хочет заместить нам поставки Запада. Но китайские автомобили не пользуются успехом. А китайские производители не готовы вкладывать миллиарды в рекламу", — отмечает Маслов.
Продовольствие.
Китай не может заменить поставки из Европы молочных и мясных продуктов, а так же фруктов и овощей. По данным ФТС, Москва закупила у Китая в 2012 году мясо и пищевые продукты из него на $3 млн, в 2013 году — на $3,6 млн, в 2014 году — на $12 млн, или 3 тыс тонн. Фрукты и орехи — в 2012 году на $18,6 млн, в 2014 году на $17,7 млн. Это небольшие объемы.
"Говорить о Китае как о серьезном импортозаместителе поставок продовольствия в Россию не приходится. Речь идет только о некоторых традиционных китайских товарах — лапше быстрого приготовления или каких-то соусах", — говорит Маслов.
Растениеводство.
"Китай готов поставлять рассаду. Однако хочет не столько поставлять, сколько сам выращивать на российской территории", — рассказал Маслов. В России были эксперименты по предоставлению земли. "Но, как правило, китайцы используют очень много химических удобрений и оставляют в земле много технического мусора — пленки для парников и пр., — что делает землю фактически непригодной для дальнейшего использования", — уточняет ученый.
И все же, несмотря на сокращение товарооборота, связь двух стран остается тесной. Настолько, что Национальная метеослужба Китая вынуждена снижать точность своих прогнозов из-за резкого снижения курса рубля, потому что качество ее прогноза зависит от данных российских метеостанций, поскольку погода в России сильно влияет на состояние атмосферы в Китае. И, когда сокращение финансирования отразилось на российских наблюдениях и прогнозах, это привело к дефициту метеорологических данных для анализа погоды в Китае.
Сама постановка вопроса о поиске нового партнера, альтернативного Западу, вероятно, неправильна. "Привязываясь к поставкам из Китая, мы получим тот же самый эффект, что и от привязанности к поставкам из США и Европы", — напоминает Маслов. (по материалам ТАСС)