В то время, как большие танкеры полностью законтрактованы на поставки нефти, небольшие суда пользуются новой возможностью и перевозят рекордное количество нефти из России в Азию.
Суда Aframax перевозят нефть из российского порта Козьмино в Северную Азию за три дня, по сравнению с периодом в целый месяц, который необходим супер-танкерам для перевозки нефти из стран Ближнего Востока.
Сейчас небольшие суда перевозят рекордное количество нефти ВСТО или ESPO в Китай, Южную Корею и Японию. Рост спроса привел к тому, что цена на нефть ESPO выросла по сравнению с эталонной нефтью Dubai crude, согласно данным KBC Energy Economics.
Покупатели нефти на 30% чаще нанимают танкеры Aframax по сравнению со средними показателями прошлого года, что очень выгодно для их владельцев, таких как Mitsubishi Corp., Hin Leong Trading Ltd. и Sinokor Merchant Marine Co.
“Россия поставляет все больше нефти в Азию, при этом интерес к морским нефтехранилищам вырос, равно как и грузовые тарифы,” - говорит аналитик из KBC.
Рост спроса на российскую нефть привел к тому, что цена на нефть марки ВСТО поднялась на $3.50 за баррель — больше чем цена на нефть Dubai, согласно данным агентства Bloomberg.
Всего 26 партий нефти ВСТО, или рекордные 615 000 баррелей в сутки, будут отправлены в марте, согласно данным агентства Bloomberg. Это на 30% выше среднемесячной нормы в 20 партий в прошлом году.
Цена за аренду супер-танкера, идущего из Персидского залива в Японию, выросла до 5-летнего максимума в $2.38 за баррель в декабре, по сравнению с $1.34 в июне, до того, как началось падение цен на нефть, согласно данным агентства Bloomberg. В среднем в этом году цена составила $2.20.
Vitol Group, Koch Industries Inc., Royal Dutch Shell Plc и Trafigura Beheer BV зафрахтовали танкеры, которые могут быть использованы для хранения нефти в море, на 1 год, согласно отчетам судовых брокеров, включая Optima.
Всего 35 танкеров, которые способны хранить до 66 млн баррелей нефти, были зафрахтованы, согласно трем отчетам, составленным агентством Bloomberg, по состоянию на 7 февраля. Более половины судов были полностью зафрахтованы на период от 6 месяцев до 2 лет.
Россия построила нефтепровод ВСТО, связывающий сибирский город Тайшет с портом Козьмино. По нему идет нефть, которая направляется в Азию, так как спрос со стороны традиционных рынков в Европе снизился. Первая погрузка состоялась в порту в 2009 года, а трубопровод был достроен в 2012.
“Азия — это единственный рынок, на котором отмечается рост спроса на нефть,” - говорит аналитик из Samsung Futures Inc.
“Так как Россия и ОПЕК все больше смотрят в сторону Востока, между ними началась ценовая война, и мы увидим, как она будет все больше разворачиваться,”- отмечает он.
В прошлом году Россия увеличила поставки нефти в Китай, Японию и Южную Корею на 25%, согласно официальным данным. Так как порт Козьмино находится в непосредственной близости то Азии, это является преимуществом России по сравнению с поставками нефти с Ближнего Востока, так как путь оттуда в страны Азии занимает в среднем месяц.
Многие аналитики соглашаются в том, что именно географическое преимущество играет ключевую роль в выборе поставщика среди азиатских клиентов.
Азиатские страны также заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с Россией. С точки зрения международной политики, РФ является для них более надежным партнером, чем страны Персидского залива, имеющие прочные связи с США.
Кроме того, морские поставки из стран Ближнего Востока бывают нестабильными из-за погодных условий.
Кроме того, азиатским странам, безусловно, выгодна конкуренция среди поставщиков, позволяющая Китаю и другим добиваться лучших цен в контрактах. Учитывая замедление темпа роста экономик региона, более низкие цены на нефть придутся как нельзя вовремя. |