Низкие цены на нефть угрожают сокращением государственных расходов стран Персидского залива, которые используются для обеспечения стабильности в этих странах с начала Арабской весны. Продолжающееся снижение цен на нефть может привести к сокращению покупок зарубежных активов государственными институтами таких стран, как Бахрейн, Оман, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Кувейт. Кроме того, низкие цены на нефть могут негативно повлиять на рост в строительном секторе нефтедобывающих стран. Этот рост наблюдается после событий Арабской весны, а выгоду от него получают международные компании. Власти стран Персидского залива стали более открыто говорить об изменениях в порядке расходования государственных средств и о диверсификации экономики в сторону меньшей зависимости от продажи энергоносителей. Согласно данным Института международных финансов (Institute of International Finance), государственные расходы стран-экспортеров нефти Ближнего Востока в 2011 году в сумме превысили 700 млрд долларов. Оценки показывают, что с 2011 года расходы указанных стран росли примерно на 15% в год до текущего года, когда рост стал замедляться. Если цены на нефть, которые упали ниже 80 долларов за баррель против цен июля, когда баррель стоил больше 100 долларов, останутся низкими, рост государственных расходов стран Персидского залива может продолжить замедляться. С наибольшими проблемами, связанными с государственным бюджетом, может столкнуться Саудовская Аравия, лидер среди стран-экспортеров нефти Персидского залива. По оценке МВФ, в прошлом году государственные расходы королевства составили 265 млрд долларов. Чтобы избежать дефицита бюджета и использования резервных средств, Саудовской Аравии необходимо, чтобы в этом году нефть торговалась не менее, чем по 97,50 доллара за баррель, согласно данным МВФ. Цены на нефть в июле опустились ниже уровня, необходимого для сохранения баланса бюджета Саудовской Аравии, и с той поры выше не поднимались. Цены на нефть уже опустились до того уровня, при котором нарушается бюджетный баланс большинства стран Персидского залива, за исключением Катара и Кувейта. Крупные экспортеры энергоносителей из числа стран Персидского залива, такие как Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, и Катар могут попробовать бороться со снижением цен на нефть. Будучи наиболее влиятельными членами ОПЕК, эти четыре государства могут договориться о сокращении добычи для поддержки цен на нефть. Тем не менее, пока участники картеля не пришли к консенсусу относительно сокращения добычи, и пока не ясно, как сильно ОПЕК сможет повлиять на цены, если картель все-таки решится их поддержать. |