Российские эмитенты рискуют лишиться рейтингов по национальной шкале в случае принятия закона, регулирующего деятельность рейтинговых агентств, в его нынешнем варианте, предупреждает агентство Moodys. Предложения Moodys опубликованы в сводке по итогам публичного обсуждения законопроекта на портале нормативно-правовых актов. Предложений других агентств из "большой тройки" (Fitch и S&P) в документе нет. Последний вариант законопроекта не разрешает аккредитованным в России рейтинговым агентствам отзывать присвоенные рейтинги и отказываться от присвоения новых кредитных рейтингов по национальной шкале, мотивируя это решениями иностранных государств. Это укрепит независимость финансовой системы России от односторонних, политически мотивированных решений иностранных государств, сохраняя выгоды ее интеграции в международную финансовую архитектуру, указывали авторы документа в пояснительной записке. "Однако применение такого положения может иметь противоположный эффект. Кредитно-рейтинговые агентства (КРА), действующие в России, могут столкнуться с неотвратимой коллизией законов и будут вынуждены отозвать рейтинги по национальной шкале и избегать в дальнейшем их присвоения в России только для того, чтобы избежать санкций как со стороны России, так и со стороны иностранного государства. Такое предложение ставит под угрозу выгоду от интеграции в мировую финансовую архитектуру, упомянутую в пояснительной записке", - считает Moodys. "Запрет на отзыв рейтингов по национальной шкале или отказ от присвоения таких рейтингов может не достичь цели органов регулирования, стремящихся сохранить контроль над деятельностью КРА, присваивающих такие рейтинги. КРА могут принять решение отозвать текущие рейтинги и не присваивать их в дальнейшем, если существует риск того, что, какие бы действия они ни предприняли, они могут столкнуться с коллизией законов. Мы предлагаем исключить данное положение", - указало агентство. Moodys также не устраивают установленные в законопроекте требования к составу рейтинговых комитетов, которые занимаются присвоением, пересмотром, подтверждением и отзывом кредитных рейтингов. Законопроект устанавливает, что рейтинговый комитет включает не менее пяти аналитиков, имеющих право голоса, в том числе ведущего аналитика для данного кредитного рейтинга, председателя комитета и одного аналитика, деятельность которого не включает кредитные рейтинги данного эмитента. При этом Банк России вправе установить дополнительные требования к рейтинговым комитетам. Важно, чтобы все решения, касающиеся рейтингового комитета (состав, правила и процедуры), оставались независимыми и абсолютно свободными от внешнего влияния. "По этой причине мы считаем, что органы регулирования не должны каким-либо образом контролировать деятельность рейтинговых комитетов, в том числе определять их точный количественный состав. Это может создать впечатление, что рейтинги в какой-то степени "одобряются" органами регулирования, что подрывает независимость КРА и доверие к их рейтингам. Мы полагаем, что эти статьи должны быть исключены либо должны базироваться на внутренних правилах и процедурах КРА", - отмечают в Moodys. Агентство также сомневается в правильности предоставлять право на апелляцию членам рейтингового комитета и эмитентам, недовольным уровнем присвоенного рейтинга. Это может повысить риск задержки осуществления рейтинговых действий и своевременного информирования рынка об изменении уровня кредитного риска. Проект закона требует, чтобы рейтинговые агентства передавали ЦБ и размещали на своих сайтах календарь публикации суверенных рейтингов. По мнению Moodys, законодательная база должна обеспечить соблюдение рейтинговыми агентствами принципа своевременного принятия рейтинговых действий в том случае, когда изменяется оценка уровня кредитного риска, а не на основе предварительно составленного расписания. Впрочем, разработчики законопроекта предложение Moodys исключить эту статью из документане приняли, мотивируя это "рисками, связанными с пересмотрами рейтингов". |