"Автомобильная столица" Америки, некогда богатейший промышленный город, превращается в руины. Сегодня в Детройте десятки тысяч заброшенных зданий. Как говорят американцы, он стал идеальным местом для съемок фильмов ужасов. Но в нем продолжают жить люди, которых местные власти пытаются лишить последнего. Даниэль Зубов (США), Центр международной журналистики и исследований Город Детройт расположен в центре Среднего Запада – промышленного сердца США. Когда в начале XX века автомобильные дороги сменили железные в качестве наиболее популярного способа передвижения, именно Детройт заполнил их машинами. Он стал столицей мирового автомобильного производства. Население города с 1910 по 1940 выросло в пять раз, достигнув, в соответствии с данными переписи 1950 года, почти 2 миллионов человек. Хорошие рабочие места, а также принятое законодательство о гражданских правах привели в город много семей афроамериканцев. Они укрепили Объединенный профсоюз рабочих автопромышленности – одно из крупнейших профсоюзных объединений Америки. Белые семьи, составлявшие в 1950 году 83 процента населения, постепенно переселялись в пригороды, однако их жилища были подключены к городской системе водоснабжения. Вот так Детройт к 1980 году превратился преимущественно в город с афроамериканским населением, а общая численность горожан к тому времени сократилась до 1,2 миллиона человек. В то же время во всей городской агломерации, включая и пригороды, проживало уже 4,3 миллиона – и все они были пользовались городскими системами водоснабжения и канализации. Сегодня население Детройта — примерно 700 тысяч человек, из них 82 процента — афроамериканцы, и 10 процентов — белые. А вот население пригородов на 70 процентов состоит из белых. По мере того, как более обеспеченное белое население мигрировало за пределы города, за ними "уходили" и уплачивавшиеся ими налоги. Многие продолжали по-прежнему каждый день ездить в Детройт на работу, но сокращение числа жителей означало: городской бюджет уже не мог обеспечить выплату пенсий и расходы на здравоохранение для граждан. С сотнями тысяч новых безработных общая задолженность Детройта достигла приблизительно 18 миллиардов долларов. Вдобавок бывшего главу департамента водоснабжения города Виктора Меркадо и бывшего мэра Кваме Килпатрика обвинили в раздаче выгодных контрактов своим друзьям. Необходимые ремонтные работы не проводились, а на расследование случившегося были потрачены миллионы долларов. Автомобильные компании Детройта, руководимые некомпетентными директорами и стремящиеся лишь к получению сверхприбылей, начали закрывать находящиеся в городе заводы и переносить производство на не имеющие профсоюзов предприятия за пределами Соединенных Штатов. Они проигрывали в конкуренции как японским автопроизводителям, выпускавшим более экономичные автомобили, так и компаниям из других стран. Те же, в свою очередь, открывали предприятия на юге США — там, где не было профсоюзов. Так поступила компания "Ниссан" в штате Миссисипи и "Фольксваген" в Теннесси. При поддержке жителей белых районов пригородов Детройта в 2010 году в штате Мичиган был избран республиканский губернатор, Рик Снайдер. Возросло представительство республиканцев в сенате штата, а в палату представителей дополнительно прошел еще 21 депутат от "партии слонов", что обеспечило республиканцам полный контроль над правительством штата. Рик Снайдер назначил "кризисным управляющим" Кевина Орра. Он должен был реализовывать в Детройте, избравшем мэра-республиканца, планы радикально правых сил. То есть, подобно многим европейским странам, мэр и менеджер должны были ввести в масштабах города режим "жесткой экономии". Кевин Орр немедленно наложил руку на средства, предназначенные на социальное обеспечение малоимущих безработных, семей рабочих и других групп населения. Он объявил, что частным компаниям будет предоставлено право прекращать водоснабжение потребителей, задолжавших более 150 долларов за воду. Когда появились первые новости об отключениях воды, местные общественники создали "Совет по воде жителей Детройта". Он должен был защищать тех, кому правительство отказало в соблюдении их гражданских прав. Совет также обратил внимание властей на то, что утечки воды в заброшенных зданиях города приносили убытков больше, чем средства, взыскивавшиеся с малоимущих семей. Но тут Кевин Орр попал под прицел Организации Объединенных Наций. 19 октября специальный докладчик ООН по правам на надлежащее жилье Лейлани Фахра, а также специальный докладчик по правам человека на воду и санитарию Катарина де Альбукерке провели в мэрии Детройта публичные слушания, чтобы выяснить положение дел в городе. Заодно — ознакомились со свидетельствами жителей, ставших жертвами "водяного кризиса". Как отметила Катарина де Альбукерке, отключение воды представляет собой "идеальный шторм, созданный руками человека". Этот шторм неизбежно сметет все. До дна выпотрошит кошельки горожан. И наполнит деньгами сейфы банков, которые поспособствовали нынешнему кризису. Такое расхищение общественных благ — права на образование, на работу и жилье для меньшинств и некогда объединенных в профсоюзы рабочих — характерно не только для Детройта. Изучение этого процесса внутри Соединенных Штатов будет способствовать пониманию экономической войны, которую Вашингтон распространяет по всему миру, уничтожая то, что было достигнуто за столетия общественного прогресса.
|