Лед тронулся: российские компании начинают внешнеторговые расчеты в рублях. "Обувь России" сообщила, что заключила договор на 4 года с одним из крупнейших экспортных агентств Китая - New Rise. Стоимость контракта - 400 млн руб., пишут "Ведомости" . И ценообразование, и расчеты с китайским партнером будут проводиться в российской валюте. А операции будет проводить банк ВТБ. Поставки начнутся уже в ноябре. Переход на рублевые расчеты снижает валютные риски и нивелирует издержки от конвертации валют. Особенно это актуально в условиях нынешней нестабильности. Кстати, глава ВТБ Андрей Костин еще весной заявлял, что Запад пытается надавить на Россию через свое главное оружие - доллар - и призывал экспортеров срочно переходить на рубли.
Это уже сделала "Газпромнефть". Владимир Путин на форуме "Россия зовет!" рассказал, что компания уже совершила пробную поставку нефти в Китай за рубли. Президент также пообещал использовать такую систему расчетов и с другими странами. Впрочем, пойти на это пока готовы далеко не все. Глава "Роснефти" Игорь Сечин, например, заявлял, что компания будет придерживаться расчетов в тех валютах, которые прописаны в контрактах. Да и "Газпром" пока только занимается проработкой вопроса.
В целом же Россия, конечно, будет стремиться к снижению доли доллара в своей внешней торговле, поскольку такая сильная привязка к американской валюте в геополитическом противостоянии является для Вашингтона козырем. Ну а поскольку Китай является для России важным стратегическим партнером, переход на расчет в нацвалютах начинается именно с этой страны. К тому же власти Поднебесной активно стараются избавиться от доллара. Китай уже имеет достаточно большое количество своп-соглашений с различными странами, что позволяет успешно продвигать свою валюту на международной арене.
Кстати, Банк России и Народный банк Китая в начале этой недели также подписали соглашение о валютном свопе на 150 млрд юаней.
Валютный своп заключается для облегчения финансовых операций в регионах мира. Заключив соглашение о своп-линии, правительства могут пользоваться иностранной валютой, эмитируя внутреннюю и сразу же обменивая ее. То есть центральные банки, с которыми Китай подписал валютные свопы, могут выдавать кредиты своим банкам в юанях. Со стороны властей Китая прослеживается довольно четкий курс по созданию валютных своп-линий с развивающимися странами, а также торговыми партнерами, в основном из Азиатско-Тихоокеанского региона. Среди партнеров в сделках с Китаем Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Аргентина, Малайзия и ряд других стран.
Общее количество заключенных своп-соглашений сейчас превышает 20, а объем в декабре 2013 г. составил 3,64 трлн юаней. Всего за 4 года объем вырос в 350 раз.
Соглашение о валютном свопе с Россией в размере 150 млрд юаней ($25 млрд) является одним из шагов реализации масштабного плана Китая по усилению роли юаня. Также валютные свопы могут рассматриваться как одна из мер, которые позволят сделать рубль и юань более устойчивыми, что в свою очередь позволит оказать позитивное влияние на устойчивость мировой финансовой системы.
При этом Россия и Китай уже давно выступают за сокращение роли доллара в международной торговле. Особенно это важно для Китая, так как 32% валютных резервов в объеме $4 трлн приходится на облигации США, а это означает уязвимость к любым изменениям валютного курса.
В будущем такой тренд может привести к тому, что юань станет резервной валютой.
Финансирование
Российские банки ВТБ, ВЭБ, "Россельхозбанк" пострадали от санкций и больше не могут привлекать деньги на западных рынках капитала. Однако и здесь Китай приходит на помощь. Указанные финансовые институты подписали рамочные соглашения с China Exim Bank по открытию кредитных линий. Впрочем, вряд ли стоит ожидать, что в ближайшее время средства КНР позволят полностью заместить средства европейских банков, но ситуацию это, несомненно, улучшит.
Так или иначе, это шаг вперед, ведь даже если европейские санкции будут сняты, банки ЕС смогут достаточно просто вернуться на российский рынок, только им уже придется конкурировать с китайскими банками. Конкуренция еще никогда не была лишней.
Если смотреть на ситуацию в целом, стоит признать, что у российских компаний действительно достаточно большие валютные обязательства, но по мере сокращения этих долгов снизится и зависимость от Запада. |