Цены на нефть продолжают падать, обновляя многолетние минимумы, но это не единственная проблема. Несколько крупных нефтяных компаний объявили еще несколько новостей, которые вызывают серьезную озабоченность.
Нефтяное месторождение Кашаган (Kashagan) уже сейчас является самым дорогим нефтяным проектом в мире, но ему предстоит столкнуться с задержкой на несколько лет и перерасходом средств.
Стоимость проекта уже превышает $50 млрд, а по некоторым оценкам расходы значительно выше, но сейчас она может вырасти еще на $4 млрд, так как консорциум международных нефтяных компаний должен заменить две 55-мильных нитки трубопровода.
Этот фактор подчеркивает растущие сложности того, что крупным нефтяным компаниям необходимо поддерживать уровень добычи.
Кашаган должен был быть символом нефтедобычи Казахстана. Месторождение расположение на шельфе Каспийского море, а его запасы составляют около 13 млрд баррелей нефти. Этого достаточно для того, чтобы удовлетворить мировой спрос в течение пяти месяцев.
Когда оно было обнаружено в 2000 г., это было, возможно, самым крупным найденным месторождением за последние три десятилетия. Но доступ к нефти – это другой вопрос. Кроме этого, Кашаган претендует на звание самого сложного проекта с технической точки зрения, в связи с несколькими уникальными проблемами.
Во-первых, прикаспийские льды осложняют бурение в течение большей части года. Во-вторых, нефть находится на несколько километров ниже морского дна, где также сосредоточены большие объемы токсичного сероводорода.
Международный консорциум North Caspian Operating Company (NCOC) постоянно сталкивается с проблемами. Первоначально проект должен был быть запущен в 2005 г., а его стоимость составить только $10 млрд, но технически сложности привели к сильных задержкам.
Ненадолго проект был запущен только в 2013 г., но быстро остановлен, так как трубопроводы за это время пришли в негодность, и они простаивают с тех пор.
Именно сложные условия привели к тому, что трубопровод должен быть заменен, а значит, проект будет запущен не ранее 2016 г.
И стоимость его вырастет вновь. Консорциум –Royal Dutch Shell, ExxonMobil, Total, Eni и CNPC – решил использовать металл устойчивый к коррозии для строительства трубопроводов. Это позволит избежать в будущем проблем с повреждением трубопроводов из-за воздействия сероводорода. Такое изменение будет стоить не менее $3,6 млрд. В результате, добыча начнется в 2017 г. в лучшем случае.
Кашаган уже сейчас остается серьезной головной болью для всех компаний. Но тот факт, что стоимость нефти уже приближается к $85 за баррель марки Brent, только подчеркивает будущие проблемы.
После того, как Кашаган будет запущен, он будет служить ориентиром будущего для нефтяной промышленности. В частности, сам по себе он представляет проект, для которого будет характерно резкое увеличение предельной стоимости добычи нефти. Точные затраты неизвестны, но уже ясно, что нефть Кашагана будет одной из самых дорогих в мире.
Стоимость добычи и цены на нефть
Проблемы Кашагана – не единичный случай, и это является огромной проблемой для нефтяных компаний, пытающихся заменить истощающиеся традиционные месторождения новыми, обычно шельфовыми или сланцевыми. И уже не так важно, будут ли это сланцы в США или месторождения в Арктике, стоимость добычи нефти будет расти по всему миру.
За последние пять лет тройка крупнейших международных нефтяных компаний потратила на разработку новых месторождений $500 млрд , но это почти не повлияло на стагнацию или снижение добычи.
И если цены на нефть не восстановятся, то акционерам нефтяных компаний не приходится ждать ничего хорошего в долгосрочной перспективе.
Но цены не могут оставаться на том уровне, которого они достигли сейчас, если предельная стоимость добычи продолжает расти. В определенный момент производители просто начнут повышать цены при поставках, так как иначе их операции не будут прибыльными.
Другими словами, цены на нефть всегда будут колебаться, но минимальная цена в долгосрочной перспективе будет только расти.
Возвращаясь к нынешней ситуации, нельзя не вспомнить ценовые войны между экспортерами нефти на Ближнем Востоке. Главным действующим лицом здесь является Саудовская Аравия. Но даже снижая цены, сейчас для получения контрактов и увеличения доли рынка, долго страна так действовать не сможет.
И вопрос здесь также лежит в минимальной рентабельности. Даже для королевства необходимы средние цены в долгосрочном периоде на уровне около $95, а для большинства остальных членов ОПЕК нефть должна стоить более $100 за баррель, иначе они просто не смогут балансировать свои бюджеты. В лучшем положении находятся только Катар, Кувейт, Ангола и ОАЭ.
Но ОПЕК контролирует только 40% мировой добычи нефти. Крупные нефтяные западные компании также говорят, что цены будут достаточно высоки в долгосрочном периоде. Они планируют свои инвестиционные проекты на годы вперед, иногда даже на десятилетия, и если их ожидания по стоимости нефти не будут оправданы, то добыча на этих проектах может так никогда и не начаться при низкой стоимости нефти. И снижение мирового уровня предложения не останется незамеченным.
Получается, что у нефти просто нет другого выбора, кроме как расти в цене? |