Европейский локомотив роста - Германия - бастует. Поскольку экономика еврозоны зашла в тупик, несмотря на усилия Европейского центробанка, закачивающего деньги в систему, Германия испытывает все более сильное давление: от нее хотят, чтобы она использовала свое устойчивое бюджетное положение для увеличения государственных инвестиций, стимулирования спроса и поддержания роста. Канцлер Германии Ангела Меркель отвечает на это твердым "нет", громко озвученным во время визита премьер-министра Франции Мануэля Вальса на прошлой неделе. Если ее отказ - окончательное решение, а не тактический ход, направленный на то, чтобы добиться больших реформ от европейских партнеров, это может разрушить перспективы трехуровневой сделки, разработанной президентом ЕЦБ Марио Драги, чтобы оживить европейскую экономику. Это может снова столкнуть еврозону в рецессию, усилить безработицу и подогреть политический радикализм. Международный валютный фонд, ЕЦБ, Еврокомиссия, США и партнеры по еврозоне - все они умоляют Берлин использовать то, что экономисты называют "возможностью маневрировать бюджетными средствами", чтобы стимулировать экономику с помощью налоговых льгот и инвестиций в стареющие автотрассы, железные дороги, энергетику и телекоммуникационные сети. Немецкие чиновники признают в частном порядке, что страна имеет инвестиционный разрыв, как в государственной, так и в частной области. Германия тратит на государственные инвестиции лишь незначительную часть ВВП. Тем не менее, правительство твердо намерено придерживаться своей сбалансированой бюджетной стратегии, приближаясь к профициту быстрее, чем было запланировано, даже несмотря на то, что его собственная экономика демонстрирует признаки начала стагнации, уже охватившей Францию и Италию. Для отказа у Германии политические, культурные и экономические причины. Берлин выдвигает три основных аргумента: 1) Германия намерена стать примером, добившись бюджетных целей и достигнув первого сбалансированного федерального бюджета с 1969 года без заимствований. Репутация еврозоны зависит от того, как правительства выполняют свои обещания. 2) Германия имеет меньше бюджетного пространства для маневра, чем полагают непосвященные, поскольку ее население стареет и сокращается, и правительству необходимо управлять профицитом так, чтобы быть в состоянии выполнить пенсионные и медицинские обязательства в будущем. 3) Экономические проблемы еврозоны в большей степени обусловлены предложением, чем спросом. Структурные реформы рынков труда, правовых систем, пенсий и социальных пособий для улучшения конкурентоспособности - единственный путь к достижению устойчивого восстановления. Увеличение государственных расходов при помощи бюджета снизит потребность в осуществлении этих изменений. "Мы не должны позволять себе сохранять иллюзию, что мы можем решить наши проблемы, используя больше и больше государственных средств и постоянно высокий дефицит", - сказал министр финансов Германии Вольфганг Шойбле 9 сентября, представляя парламенту бюджет на 2015 год. Помимо подобных публичных заявлений, Меркель имеет сильный политический мотив следовать своему курсу. Сбалансированный бюджет вписан в коалиционный пакт консерваторов с социальными демократами. Любой отход от него может усилить поддержку правого и выступающего против евро Альянса за Германию, который успешно показал себя на выборах в этом месяце. С начала кризиса в еврозоне в 2010 году внутренняя политика тянет Меркель в одном направлении, а ответственность перед Европой - в другом. Ее обычная тактика состоит в том, чтобы упорно стоять на своем до тех пор, пока остальные не сделают столько уступок, сколько возможно, затем минимально сдать позиции в последнюю минуту, когда Европа уже на краю. Легко представить, как стороны пытаются договориться о новых французских и итальянских реформах, немецких бюджетных стимулах, дополнительных европейских государственных инвестициях и расширении стимулирующих мер ЕЦБ. Олли Рен, который до июля был вице-президентом Еврокомиссии по экономическим и монетарным вопросам, призывает как раз к такому договору, чтобы избежать дефляции, в статье, которая будет опубликована в газете Europes World в октябре (www.europesworld.org). "Если Германия может повысить внутренний спрос и инвестиции, пока Франция и Италия реформируют рынки труда, деловую обстановку и пенсионные системы в поддержку своей экономической и промышленной конкурентоспособности, они вместе окажут огромную услугу всей еврозоне", - сказал Рен, являющийся членом Европарламента. Немецкие стимулы также могут снизить реальный курс евро и сделать экспорт южных стран еврозоны более конкурентоспособным, утверждает он. "Ключевым игрокам - Италии и Франции, ЕЦБ и Германии - нужно разработать детали такого пакта этой осенью, а затем договориться о его реализации в Европейском совете в декабре". Лидеры Германии отвергают эту идею не единодушно. Заместитель министра труда Йорг Асмуссен, социальный демократ, написал совместную статью с членом исполнительного совета ЕЦБ Бенуа Кером, призывая Берлин использовать свои "бюджетные возможности для маневра", чтобы поддержать инвестиции и сократить налоги на зарплаты трудящихся. Французские политики считают, что вице-канцлер Зигмар Габриэль, министр экономики и лидер партии социальных демократов в целом симпатизирует их позициям, несмотря на приверженность идее сбалансированного бюджета. "Споры об этом идут в немецком правительстве, поскольку Габриэль поддерживает новую европейскую инвестиционную политику", - сказал Филип Кордери, национальный секретарь по европейским вопросам в правящей Французской социалистической партии. Однако Париж и Берлин, кажется, не понимают друг друга. Немецкие чиновники боятся, что президент Франции Франсуа Олланд слишком слаб политически, чтобы проталкивать далекоидущие реформы рынка труда и щедрые социальные пособия или серьезно сокращать государственные расходы. Забастовка пилотов Air France, которая заставила авиакомпанию отменить план создания дешевого европейского авиаперевозчика, подчеркивает, насколько общество противится изменениям. Они лишь немногим более оптимистично оценивают стремление премьер-министра Италии Маттео Ренци смягчить трудовое законодательство, реформировать судебную систему и модернизировать администрацию, несмотря на сопротивление профсоюзов и политиков. Если Германия не заведет свой инвестиционный двигатель, а Франция не рискнет начинать крупные реформы, ЕЦБ одному придется нести на себе все бремя поддержки экономики. Даже если Драги сможет преодолеть возражения Германии против того, чтобы Центробанк печатал деньги для скупки государственных облигаций, одна только монетарная политика не окажет значительного эффекта на экономику без проведения структурных реформ. |