Дмитрий Добров Санкции, введенные ЕС против России в связи с конфликтом на Украине, раскололи немецкую бизнес-элиту. В то время как руководство ряда отраслевых объединений поддержало официальный антироссийский курс, очень многие промышленники и предприниматели Германии, прежде всего представители среднего и малого бизнеса, выступили против.
Тон дискуссии задал президент Торгового объединения Германии BGA Антон Бернер, он выступил в роли "ястреба" и потребовал ужесточить санкции против России, в том числе в финансовой сфере. По его словам, "немецкий бизнес готов принести жертвы ради политики". Бернер подвергся резкой критике со стороны президента Федеральной ассоциации среднего бизнеса BVMW Марио Охофена и руководства Восточного комитета немецкой экономики. По мнению Охофена, украинский кризис можно разрешить только политически, за столом переговоров, а каждая новая спираль экономических санкций толкает Россию в объятия Китая, что наносит непоправимый ущерб немецкому бизнесу, в частности, продукции машиностроения. Этот сектор потерял только в восточногерманской земле Саксония-Анхальт до 50% заказов. По мнению Охофена, санкции против России в финансовой области также не принесут результата, поскольку российское государство и компании обладают достаточной ликвидностью. Что касается планов по исключению России из международной платежной системы SWIFT, то это лишь укрепит решимость развивающихся экономик создать альтернативную систему по образцу китайской UnionPay.
По оценке президента отраслевого объединения среднего бизнеса VDMA Рейнхольдта Фестге, в результате санкций ряд отраслей немецкой промышленности находится под непосредственной угрозой. Российские партнеры по-прежнему хотят закупать немецкую технику, но не уверены, что к ним не будут применены санкции, и потому ищут альтернативные варианты в Азии. В Германии в результате антироссийских санкций в первую очередь пострадают малые и средние предприятия в области электроники, транспорта, машиностроения, фармацевтики и пищевой индустрии. Это связано в том числе с тем, что продукция машиностроения часто попадает в категорию "двойного назначения" и на ее экспорт накладывается запрет. Россия является для немецких машиностроителей третьим по величине рынком в мире, но уже в первом полугодии на фоне украинского кризиса их экспорт в Россию упал на 40%.
От российского рынка зависят многие отрасли немецкой экономики, их годовой экспорт в Россию соответственно составляет: сельское хозяйство — 1,5 миллиарда евро, химическая промышленность — 5,2 миллиарда евро, фармацевтика — 2,1 миллиарда евро, автомобильная промышленность — 7,6 миллиарда евро, машиностроение — 7,8 миллиарда евро, банки и страховые компании — 16,8 миллиарда евро. Кроме того, Германия экспортирует в Россию на миллиарды евро бытовой техники, спортивных товаров и другой потребительской продукции. Для многих предприятий на Россию приходится до четверти их экспорта. Всего российско-германский товарооборот составлял до введения санкций 76 миллиардов евро в год, на российском направлении работает свыше 6 тысяч фирм из Германии.
Украинский кризис негативно отразился на российско-немецкой торговле еще до введения санкций ЕС. Так, согласно официальной немецкой статистике, только в первом полугодии 2014 года немецкий экспорт в Россию сократился на 15,5%. К концу года, с учетом санкций, экспорт может упасть на 25%, что поставит под угрозу 50 тысяч рабочих мест. Глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес назвал санкции "ядом" для слабеющей конъюнктуры в Германии и ЕС. Даже сама вероятность усиления санкций пугает экспортеров и подрывает бизнес на годы вперед.
Кризис в отношениях с Россией негативно отражается и тех предприятиях, что официально не затронуты санкциями. Так, немецкое объединение обувной и кожной индустрии зарегистрировало падение экспорта в Россию и на Украину на 31%. Это связано с обесценением местных валют и падением потребительского спроса в этих странах.
Многие в Германии опасаются, что санкции против России будут иметь долгосрочные последствия. Утраченные торговые позиции будет трудно вернуть ввиду мировой конкуренции. Вместе с тем, представители немецких отраслевых объединений не теряют надежду, что объем торгово-экономических отношений, укреплявшихся десятилетиями, удастся восстановить. Новые конкуренты из стран Латинской Америки и Китая не смогут так быстро изменить структуру товарооборота.
Особенно сильно ответные меры Москвы затронули производителей фруктов и овощей в Европе, в первую очередь яблочную отрасль. Россия импортировала в год 1,2 миллиона тонн яблок, преимущественно из стран ЕС. Хотя подавляющая часть яблок (до 1 миллиона тонн) поставлялась из Польши, российское эмбарго ударило по всем производителям яблок в Европе, в том числе немецким, поскольку польская продукция хлынула на рынки ЕС и привела к резкому падению цен.
Кроме непосредственного ущерба, выразившегося в падении немецкого экспорта, антироссийские санкции имеют долгосрочный психологический эффект: они подрывают доверие и осложняют бизнес-климат: инвесторы обеих стран будут теперь чрезвычайно осторожно вкладывать деньги. Если в 2013 году российские бизнесмены учредили в Германии 11 компаний, то в 2014 году — ни одной.
Тем временем в Германии нарастает дискуссия вокруг антироссийских санкций. Wolfgang Grupp, владелец текстильной группы Trigema, обвинил руководителей отраслевых объединений ФРГ в предательстве интересов немецкого бизнеса. По его мнению, именно их соглашательская позиция позволила политикам ввести санкции против России. Украинский кризис показал, по мнению WG, что союзы предпринимателей и прежде всего BDI — Федеральное объединение немецкой индустрии — не выполнили своих функций и "прогнулись" в вопросе санкций. Особенно соглашательски звучит заявление руководства BDI, что "политика имеет полный примат над экономикой". В вопросе санкций, утверждает WG, руководство ФРГ пошло в фарватере американской политики, в то время как ряд других стран ЕС, таких как Финляндия, нашел в себе силы выступить против. Навязывая свой диктат в вопросе антироссийских санкций, США имеют целью ослабление экономической мощи Европы.
Положительный пример "налаживания мостов" дает, по мнению Wolfgang Grupp, основатель "Давосского форума" Клаус Шваб, который собрал у себя в середине сентября ведущих представителей западного и российского бизнеса, чтобы обсудить вопрос преодоления санкций и оказания помощи Донбассу. Профессор Шваб открыто критикует американскую политику санкций и постоянного провоцирования России. По его мнению, которое разделяет основная часть немецкого бизнеса, Евросоюз должен координировать с Россией и Евразийским экономическим союзом все шаги по торгово-финансовому сотрудничеству с Украиной. |