Украинский конфликт не сходит с новостных заголовков, однако почти не освещается та значительная роль, которую в нынешнем кризисе сыграло зарубежное финансирование. Напомним, в конце 2013 года обострился конфликт между пророссийски и проевропейски настроенными украинцами, что привело к насилию. Основной причиной кризиса послужил отказ президента Виктора Януковича от соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом, направленного на интеграцию Украины в ЕС и предполагавшего получение кредита МВФ в размере 17 миллиардов долларов. Вместо этого Янукович предпочёл пакет помощи России, предусматривающий 15-миллиардный кредит и 33-процентную скидку на российский природный газ. В итоге Янукович вынужден был оставить свой пост в феврале 2014 года. В отношениях между Востоком и Западом наступило самое глубокое со времён холодной войны противостояние, обусловленное борьбой за контроль над украинскими ресурсами, а также геополитическими вопросами, например, членством Украины в НАТО. Реформы, направленные на поддержание бизнеса, на Украине начал ещё Янукович при поддержке Консультативной службы по инвестиционному климату Группы Всемирного банка, что однако, не отражалось на других сферах его политики. Отношения с международными финансовыми институтами резко изменились при пришедшем к власти в конце февраля проевропейском правительстве, которое обратилось к МВФ с просьбой о предоставлении многомиллионного кредита. В марте 2014 года премьер-министр временного правительства Арсений Яценюк с лёгкостью одобрил жёсткие болезненные структурные преобразования, необходимые для получения пакета помощи, не утруждаясь проведением переговоров для детального обсуждения условий. Объявляя о программе помощи Украине в размере 3,5 миллиарда долларов, президент Всемирного банка Джим Ён Ким похвалил власти страны за разработку комплексной программы реформ и готовность к их осуществлению при поддержке Группы Всемирного банка. Правда, он не упомянул о некоторых условиях предоставления кредита. К их числу относится, например, ограничение правительством собственной власти путём устранения всех препятствий конкуренции и ослабления государственного контроля над экономической деятельностью. Не заостряется внимание на ещё одном важнейшем факторе – тому, насколько высоки ставки вокруг огромного сельскохозяйственного сектора Украины, которая является третьим по величине в мире экспортёром кукурузы и пятым экспортёром пшеницы. Широкие поля плодородного чернозёма сделали Украину житницей Европы. Последнее десятилетие для украинского сельскохозяйственного сектора охарактеризовалось увеличивающейся концентрацией производства в руках огромных холдингов, использующих крупномасштабные интенсивные системы земледелия. Неудивительно, что активно росли как размеры холдингов, так и присутствие иностранных компаний, которым было передано более 1,6 миллиона гектаров земли для сельскохозяйственных целей. После прихода к власти прозападного правительства ускорилась структурная перестройка под руководством международных институтов, нацеленная на дальнейшее приобретение сельскохозяйственных земель иностранными компаниями и усиление корпораций в сельском хозяйстве страны. Нынешней целью является проведение политики, выгодной западным компаниям. Однако возникает важный вопрос: а принесут ли результаты реформ пользу самой Украине и её фермерам? Так, хотя на Украине не позволяется использование ГМО в сельском хозяйстве, статья 404 соглашения с ЕС содержит пункт, который обычно не замечают, гласящий, что стороны будут сотрудничать с целью расширения использования биотехнологий. Проводя реформы, направленные на ослабление контроля над рынками семян и удобрений, страна будет вынуждена открыть свой сельскохозяйственный сектор таким иностранным корпорациям, как Dupont и Monsanto. Предлагаемые МВФ меры жёсткой экономии отразятся на деятельности органов власти, финансовом и энергетическом секторах, фискальной и монетарной политике, валютном курсе и деловом климате. Доведённые до конца, реформы могут привести к значительному росту цен на важнейшие потребительские товары, увеличению ставки подоходного налога на 47-66 процентов, 50-процентному скачку тарифов на газ. Эти меры могут пагубно сказаться на обществе, обрушив уровень жизни и увеличив нищету. Судя по структурным реформам в других развивающихся странах, украинскую экономику ждёт усиление иностранного контроля, а также рост бедности и социального неравенства. Западные державы готовы наложить санкции на Россию за её действия на Украине, однако остаётся неясным, как программы и условия, навязываемые Всемирным банком, улучшат жизнь украинцев и построят устойчивое экономическое будущее. Источник Inter Press Service , перевод для MixedNews — Наталья Головаха |