Несколько гигантских сырьевых трейдеров, таких как Trafigura или Vitol, играют все более важную роль на мировых сырьевых рынках. Эти некогда неизвестные компании уже не только занимаются трейдерской деятельностью или договариваются о поставках различных продуктов. Теперь они конкурируют с нефтяными и горнодобывающими компаниями и крупнейшими банками Уолл-стрит, вкладывая миллиарды долларов в НПЗ, электростанции, порты и другие активы. У каждого из четырех крупнейших сырьевых трейдеров — Trafigura, Vitol, Glencore и Cargill — годовая выручка превышает $100 млрд. Это ставит их в один ряд с такими компаниями, как Apple и Chevron. За последние пять лет общие годовые доходы Trafigura, Vitol, Glencore и Cargill почти удвоились, показал проведенный The Wall Street Journal анализ их данных. Если в 2009 г. они равнялись $411,9 млрд, то в 2013 г. — уже $816,4 млрд. За этот же период доходы от торговли сырьем четырех крупнейших банков США — Citigroup, JPMorgan Chase, Goldman Sachs и Morgan Stanley — снизились на 56%, с $8,7 млрд до $3,8 млрд. Снижение выручки банков обусловлено тем, что они выходят из этого бизнеса из-за ужесточившегося регулирования. "Сырьевые трейдеры стали заметнее, и их теперь сложнее игнорировать", — говорит Крейг Пирронг, профессор финансов Хьюстонского университета. Только в этом году Cargill, основанный в 1985 г. сельскохозяйственный трейдер, заключил сделку с бразильской Copersucar о создании крупнейшего в мире предприятия по торговле сахаром. А основанный всего 10 лет назад швейцарский трейдер Mercuria Energy Group приобрел сырьевой бизнес JPMorgan Chase за $3,5 млрд. Также поставщик сырья и металлов Glencore в июне предоставил Республике Чад заем в размере $1,3 млрд, чтобы помочь ей приобрести находящиеся в этой стране нефтяные активы Chevron. А прибыль Trafigura в прошлом году составила $2,18 млрд, и компания заявила о планах извлечь выгоду из сланцевого бума в США. С помощью поглощений и инвестиций трейдеры стали занимать важные позиции на ключевых сырьевых рынках. После аварии на АЭС "Фукусима" в Японии в 2011 г. цены на природный газ в стране выросли. Энергетический трейдер Gunvor отправил в Японию 23 корабля с СПГ. Это примерно в пять раз превышает объем газа, отправленный им в 2010 г. Рост сырьевых трейдеров привлек внимание рыночных регуляторов. В феврале британское Управление по финансовой деятельности (FCA) заявило, что хоть они и известные, но о них мало что известно, а их деятельность в основном лежит вне компетенции регуляторов. Поэтому FCA стремится к тесному диалогу с сырьевыми трейдерами. "Эти компании играют все более важную роль в функционировании сложного глобального рынка", — говорилось в заявлении FCA. В то же время сырьевым трейдерам предстоит бороться в условиях ужесточающейся конкуренции в отрасли и низкой маржи прибыли. В 2013 г. прибыль сельскохозяйственного трейдера Louis Dreyfus Commodities сократилась на 27% до $640 млн из-за того, что урожай пшеницы пострадал из-за сильной засухи. В свою очередь гендиректор Vitol Иэн Тейлор описал рыночные условия в 2013 г. как "очень сложные" и "чрезвычайно конкурентные". Некоторые видят в росте сырьевых трейдеров проблему. Так, в прошлом году власти Австралии заблокировали предложение ADM о покупке зернообрабатывающей компании GrainCorp за $3 млрд. Они объяснили это тем, что сделка подвергает опасности национальные интересы. А одному из крупнейших мировых поставщиков хлопка Louis Dreyfus в США был предъявлен иск по обвинениям в манипулировании ценами на рынке хлопка в 2011 г. Критики также отмечают, что Glencore была основана миллиардером и нефтяным трейдером Марком Ричем, который сбежал из США из-за обвинений в уклонении от налогов. А один из основателей Gunvor Геннадий Тимченко в марте попал в санкционный список США. Однако компания сразу же объявила, что он успел продать свою долю ее гендиректору Торбьорну Тонквисту. "Они трейдеры, они производители, они дистрибуторы, — говорит Диего Валианте, руководитель по рыночным исследованиям Centre for European Policy Studies (CEPS). — Проблема в том, создает ли это конфликт [интересов]?" Но у сырьевых трейдеров еще большие возможности для роста. В Кении есть 123 заправочных станции с логотипами Royal Dutch Shell. Для растущего числа владельцев автомобилей из среднего класса Кении это надежное место для покупки топлива. Однако хоть на станциях и остались логотипы Shell, но компания продала свою долю в бизнесе совместному с Vitol предприятию, в котором трейдеру принадлежит 40%. Стоит отметить, что Vitol известна тем, что незаметно заключает сделки в изолированных и пострадавших от военных действий регионах. Один из клиентов заправочной станции признался, что никогда бы не узнал, кому она принадлежит, если бы ему об этом не рассказали репортеры. "Обычно я заправляюсь на станции Shell, — говорит Джереми Уайатт из Найроби. — Ее сотрудники не изменились, и сервис не изменился". |