Россия ныне обладает такой плохой репутацией как место для бизнеса, что можно только удивляться, как западная страна в здравом уме может открывать там магазины, пишет Крис Уифер на страницах Financial Times. "Короткий ответ таков: компании, уже инвестировавшие в страну, сумели избежать коррупции, обойти удушающую бюрократию и заработать деньги гораздо большие, чем в большинстве других развивающихся стран", - утверждает автор, старший партнер в московской консалтинговой фирме Macro-Advisory. Верно то, что кризис на Украине наступил в самый неподходящий момент для российской экономики. В прошлом году рост составил всего треть от 3,4% в 2012 году. Страна отчаянно нуждается в обновлении своей истощенной инфраструктуры и промышленной базы, а значит, ей необходимо восстановить доверие инвесторов, как отечественных, так и иностранных. Некоторые наблюдатели считают, что последний раунд геополитического балансирования отбросит эту задачу на много лет назад. Но такие мрачные пророчества звучали и прежде и каждый раз оказывались неверными - и дорогостоящими. Бизнесы и инвесторы, которые ушли из России во время предыдущих кризисов, упустили выгодные моменты выздоровления, которые последовали за ними. Одна из причин оптимизма кроется в росте среднего класса России. По некоторым данным, Россия уже является вторым по величине в Европе потребительским рынком и с населением в 144 млн человек может, в конечном итоге, стать крупнейшим. По определению ОЭСР, российский средний класс включает в себя более половины населения, по сравнению с 30% в Бразилии, 21% в Китае и 11% в Индии. Результатом стал рост рынка состоятельных потребителей. За период с 2000 по 2012 год затраты в розничном секторе в России росли в среднем на 20% в год. Бум потребительских затрат исчерпал себя, и темпы роста снизились примерно до 5% в прошлом году. "Но тенденция ясна. Россияне привыкают к состоятельному образу жизни, типичному для людей в странах с развитой экономикой", - считает автор. |