Индонезийские топливные субсидии к настоящему времени достигли критической отметки, превысив суммарные расходы на здравоохранение, образование, оборону и социальную защиту. Несмотря на прошлогоднее повышение цен на горючее, ситуация в стране продолжает усугубляться. Société Générale в четверг опубликовал статистику, согласно которой в 2012 году субсидии на топливо обошлись правительству Индонезии примерно в $18 млрд или 2,2% ВВП против запланированных $13,7 млрд. В течение 2013 года цены на нефть оставались почти неизменными, но рупия значительно обесценилась, в результате чего субсидии стоили властям $25 млрд, что было на 25% выше запланированных $19,3 млрд. С 1967 года Индонезия тратит значительные суммы на поддержание низких розничных цен на бензин, дизельное топливо и керосин, стремясь к защите покупательной способности бедных слоев населения. Но устаревшая система субсидирования ложится тяжелым бременем на бюджет страны, и теперь по данной статье расходов Индонезия находится на третьем месте в мире. Более того, с 2004 года Индонезия является нетто-импортером нефти, и ожидается, что в 2018 году стоимость ее импорта достигнет рекордных $63,5 млрд по сравнению с $40,4 млрд в настоящее время, а значит расходы правительства на поддержание политики также вырастут. Топливные субсидии уже достигли 20,9% расходов центрального правительства против 14,5% в 2006 году. В прошлом году индонезийские власти повысили цены на топливо, после превышения потолка дефицита бюджета на 3%, но результаты были незначительными, как и в 2005 и 2008 годах. Эксперты считают, что Индонезии разумнее было бы сделать акцент на увеличении инвестиций в разведку и добычу нефти, что позволило бы снизить расходы на ее закупку за рубежом. Также страна могла бы наращивать производство биодизеля из пальмового масла, которое там осуществляется с 2006 года. Сейчас почти весь производимый биодизель уходит на экспорт, так как на внутреннем рынке его розничная цена превышает цену стандартного дизельного топлива. Похоже, что политическая ситуация и впредь будет вынуждать индонезийские власти идти по накатанному пути, а именно, поддерживать цены на топливо за счет значительных субсидий. |