Разрыв между богатыми и бедными в мире неуклонно растет. Сегодня половину мировых доходов делят между собой лишь 8 процентов населения Земли, напомнил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. По мнению экспертов Международной организации труда, сократить разрыв можно с помощью продуманной системы социальной защиты. Помогут ли такие меры более равномерно перераспределять мировые богатства?
Причины неравенства, как отметили в ООН, следующие: низкая оплата труда женщин и молодежи, отсутствие у значительного числа населения планеты доступа к качественному образованию, медицинскому обслуживанию и достойной работе. Бьют тревогу и в Международной организации труда: по данным ее руководителя Гая Райдера, сегодня социальной защиты лишены 76 процентов населения планеты. Выход специалистам видится в продуманной системе той же соцзащиты: это, по их мнению, будет способствовать увеличению доходов и внутреннего спроса, повышению производительности. Райдер отмечает, что в последнее время разные государства - от Бразилии до Таиланда, от Китая до Мозамбика прилагают значительные усилия для того, чтобы социальная защита стала неотъемлемой частью их стратегии развития. И именно этим странам удалось быстрее оправиться от кризиса, считает эксперт.
Социальные гарантии, конечно, дают человеку определенную уверенность в завтрашнем дне. Но способны ли они – какой бы совершенной ни стала эта система – хотя бы более-менее равномерно перераспределить мировые доходы? Это всего лишь декларации из области мечтаний, уверен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации Василий Колташов.
"Сегодня лидеры по темпам увеличения разрыва в уровне жизни между наемными работниками - основной массой населения - и теми, кто владеет бизнесом, прежде всего в еврозоне. Где некогда существовал тот знаменитый средний класс, на который россияне по-прежнему равняются в своих запросах и интересах. То же самое происходит в Канаде, Северной Америке. Источник этого разрыва - не только экономический кризис, который в Европе вообще-то свирепствует открыто, но и политика жесткой экономии".
Действительно в деле распределения мировых доходов действует слишком много факторов, чтобы проблему можно было решить одними лишь социальными мерами.
Финансовая пропасть разделяет не только слои общества внутри государств, но и сами страны, отмечает эксперт Института психологии, социологии и социальных отношений Евгений Татаринцев.
"Во-первых, проблема заключается в дифференциации доходов по странам. Я сомневаюсь, что это можно выравнять социальными мерами. Есть страны очень бедные, есть очень богатые. Второй момент – это будет очень сложно реализовать: нужно будет продумывать какие-то системы, механизмы, исключающие элементы мошенничества. Самый яркий пример – используются механизмы ухода от налогообложения, когда декларируются доходы значительно ниже фактических. Другая крайность – когда люди используют систему социального обеспечения для того, чтобы не работать. Проблему в целом это не решит: автоматически возникнут попытки защитить свои доходы со стороны тех, кто находится на верхушке".
"Те, кто наверху", в общем-то тоже обеспокоены ростом имущественного неравенства. Ну, или делают вид, что обеспокоены: во всяком случае проблему обсуждали на недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе. В преддверии форума появился доклад, авторы которого утверждали: 85 самых богатых людей мира контролируют столько же денег, сколько 3,5 миллиарда самых бедных, а "богатые элиты" создают общество, в котором "все достается победителю". Негативные последствия такой ситуации проявляются все ярче. К примеру, эксперты из Вашингтонского университета пришли к выводу, что неравенство тормозит общий экономический рост в США.
По мере того как страна восстанавливалась после рецессии 2008 года, плоды большинства экономических достижений доставались самым богатым, а стагнация зарплат у 95 % работающего населения привела к резкому снижению потребления. Иными словами, неравенство имеет отношение не только к социальной справедливости. Оно опасно влияет на спрос и занятость. А если 95 процентов населения живет в режиме жесткой экономии – откуда же возьмутся те доходы, которые сейчас стекаются в руки "элиты"? Вот такой вот замкнутый круг. Наверное, придется делиться, господа. Хотя бы через социальные программы.