Товарищи!
С глубокой скорбью я получил известие о невосполнимой потере для дела народов, борющихся за свое освобождение.
Ступивших на этот путь, мы считаем едиными со всеми, кто в любом уголке мира и под любым флагом борется с несправедливостью, нищетой и эксплуатацией. Мы чувствуем единство со всеми, кто с отвагой и решимостью противостоит ненасытной алчности империализма, при пособничестве космополитической олигархии и военных марионеток Пентагона, поддерживающей угнетение народов.
Сегодня в этой борьбе геройски пала самая необыкновенная молодая личность, совершившая революцию в Латинской Америке: погиб команданте Эрнесто Гевара.
Его смерть разрывает мне душу, потому что он был одним из нас; возможно лучшим; примером поведения, бескорыстия, духа жертвенности и самотречения. Глубочайшая убежденность в правильности идей, которые он отстаивал, дала ему силу, мужество и храбрость, возводящие его сегодня в ранг героя и мученика.
Я читал, как некоторые стремятся представить его врагом перонизма. Полнейший абсурд. Предположим, что это правда, и в 1951 году он был связан с попыткой государственного переворота. Но сколько лет ему тогда было? Я сам, будучи молодым офицером, участвовал в перевороте, который сверг народное правительство Иполито Иригойена. Я тоже тогда был использован олигархией. Важно осознать эти ошибки и исправить их. И Че их исправил!
В 1954 году, когда в Гватемале он защищал народное правительство Хакобо Арбенса от вооруженной интервенции янки, я лично дал указание министру иностранных дел разрешить тяжелую ситуацию, в которую угодил этот отважный молодой аргентинец, и, таким образом, он сумел выехать в Мехико.
Его жизнь, его эпопея — это ярчайший пример для нашей молодежи, молодежи всей Латинской Америки.
Всегда найдутся те, кто будет пытаться запятнать его имя. Империализм боится огромного авторитета, который он уже успел снискать среди народных масс, и тех, кто живет в реалиях наших покоренных народов. До меня уже дошли сведения о том, что аргентинская Коммунистическая партия лицемерно начала компанию по его дискредитации. Это не удивительно, ведь всегда было известно, что они действуют вопреки историческим национальным интересам. Они всегда были против народных движений. Это могут подтвердить перонисты. Час народов и национальных революций в Латинской Америке пробил, и это необратимый процесс. Текущее положение вещей будет нарушено, поскольку наивно полагать, что ни одна революция не сможет преодолеть сопротивление олигархии и инвестиционных монополий империализма.
Каждая социалистическая революция должна произойти своим путем, независимо от того, под каким она флагом вершится. Ради этого все национальные движения должны быть солидарны друг с другом, так же, как солидарны между собой привилегированные эксплуататоры.
Большинство латиноамериканских правительств не решают национальные проблемы просто потому, что они сами не отвечают национальным интересам.
Для осуществления социалистической революции, революционных речей недостаточно. Необходимы революционные действия, основанные на организации, стратегической и тактической программе, делающее возможным осуществление конкретной революции.
В авангарде этой борьбы должны быть те, кто чувствует себя на это способными. Борьба будет жесткой, но окончательная победа будет за народами. У наших врагов есть существенное материальное преимущество перед нами, но мы обладаем необыкновенной моральной силой, дающей нам уверенность в справедливости нашей борьбы и историческое обоснование наших действий.
Перонизм, исходя из своих традиций и борьбы, будучи национальным, народным и революционным движением, отдает свою дань уважения идеалисту и революционеру команданте Эрнесто Че Геваре — аргентинскому партизану, погибшего в бою с оружием в руках, сражаясь за победу национальных революций в Латинской Америке.
Хуан Доминго Перон
Мадрид, 24 октября 1967
Перевод: Вольница