ЕС намерен запустить новую общую политику сообщества - политику по защите прав человека во всем мире. Об этом заявил по итогам неформальной министерской встречи Евросоюза в Копенгагене глава МИД председательствующей в ЕС Дании Вилли Сёундал. По его словам, это новое направление дополнит общую внешнюю политику и политику в области безопасности Евросоюза.
"ЕС разработает общую политику по правам человека, - заявил глава МИД Дании. - Нам необходимы союзники в других странах, которые заинтересованы в решении этих вопросов, ЕС должен занимать более твердую позицию".
По его словам, этот вопрос будет обсуждаться на саммите глав государств и правительств ЕС в июне, для координации этой работы будет создан отдельный пост в составе Еврокомиссии.
"Евросоюзу нужна своя конституция"
Глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле предложил вернуться к обсуждению проекта европейской конституции и перейти к избранию президента Евросоюза прямым голосованием. По его мнению, это необходимо, чтобы перейти к новому этапу развития и углубить взаимодействие, "так как Европа функционирует плохо без политического видения и целей".
Вестервелле обратил внимание на возрождение повсюду в Европе националистических тенденций и призвал страны ЕС к солидарности в противостоянии этим вызовам. Участники копенгагенской встречи обсудили ситуацию в Сирии и Иране, а также вопрос о назначении спецпредставителя по правам человека и разработке стратегии ЕС в этой области, которая должна быть принята в июне.
ЕС рассчитывает, что Китай и Россия поддержат резолюцию по Сирии
ЕС рассчитывает, что Китай и Россия поддержат резолюцию по Сирии, исходя из своей ответственности постоянных членов СБ ООН. Об этом заявила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. "Мы попросили Россию и Китай поддержать резолюцию и реализовать свою ответственность постоянных членов СБ ООН, - подчеркнула она. - Необходимо твердо заявить, что нельзя быть лидером страны и совершать массовые убийства".
Главы МИД 27 стран ЕС встретились на неформальной встрече в Копенгагене. Ряд ведущих стран ЕС, в числе которых Германия, Франция и Великобритания, считают, что с появлением единой внешнеполитической службы Евросоюза под руководством баронессы Кэтрин Эштон позиции единой Европы на международной арене не усилились, а ослабели. Недовольство этих государств в последнюю неделю вновь стало достоянием общественности.
Министр иностранных дел Франции Ален Жюппе направил 7 марта Кэтрин Эштон послание, подробности которого стали известны СМИ. В этом письме он перечисляет все недостатки единой внешнеполитической службы по версии Парижа и настаивает, что ведомство должно "действовать более активно, особенно в сфере защиты прав человека" во всем мире, генерировать "новые идеи в ответ на новые условия меняющегося глобального мира", оперативнее реагировать на кризисы и обеспечивать лучшую координацию действий европейских стран. Недостаточную эффективность европейской дипломатии Жюппе видит, в частности, в ограниченности европейских инициатив в области "ядерного нераспространения и противодействия терроризму", а также недостаточно яркого представительства сообщества на международных форумах.
Еще более жесткая критика деятельности леди Кэтрин, которая совмещает посты заместителя председателя Еврокомиссии и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, прозвучала из Лондона. 9 марта премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что он "изучает возможности заменить Эштон", которая не обеспечивает должной защиты интересов Великобритании в Брюсселе и укреплению британских позиций в мире. В составе Еврокомиссии баронесса занимает кресло еврокомиссара от Соединенного Королевства.
Кэтрин Эштон не могла не ответить на эту критику: перед открытием копенгагенской встречи ее секретариат распространил письмо, в котором отмечает, что "эта структура ЕС находится в стадии становления" и что ответственность за ее деятельность лежит на всех странах сообщества, которые "являются единой командой".
В этом заявлении есть своя доля правды. Эштон является не начальником для министерств иностранных дел 27 стран ЕС, а всего лишь координатором их действий, векторы которых, в соответствии с различными национальными интересами европейских государств зачастую разнонаправлены. Однако в чем главе европейской дипломатии оправдаться нелегко, так это в отсутствии новых идей: заявления ЕС в ответ на кризисы в разных странах Ближнего Востока выглядят как написанные под копирку, меры дипломатического давления и санкции, которые применяло сообщество на протяжении последних двух лет, были почти идентичны для Ливии, Сирии, Ирана и, частично, Белоруссии.
Создание внешнеполитической службы ЕС началось в соответствии с Лисабонским договором в конце 2009 года для реализации Общей внешней политики и политики безопасности ЕС. Новая структура должна была стать "общеевропейским МИД", который позволил бы обеспечить больший вес Евросоюза на мировой арене.
Несмотря на то, что главой этой структуры была назначена ставленница Великобритании, Лондон добился для себя в ходе согласования Лисабонского соглашения ряда юридических оговорок и исключений, которые обеспечивают Соединенному Королевству право в случае необходимости проводить собственную внешнюю политику, не оглядываясь на остальные страны единой Европы.
В состав внешнеполитической службы ЕС входят семь региональных директоратов, общая численность ее персонала составляет свыше 1,5 тысячи чиновников и дипломатов. Ведомству подчинены все дипмиссии Евросоюза за рубежом, передает ИТАР-ТАСС.