Дело в том, что между 1994 и 2006 годом произошло несколько примечательных событий. Сначала возникли иллюзии, что в зону свободной торговли можно превратить весь мир в рамках переговоров во Всемирной торговой организации. И АТЭС решила фактически сдать эту задачу ВТО, сосредоточившись на том, что в задачи ВТО не входит: на подготовке стран Тихоокеанского региона к взаимодействию в режиме свободной торговли, когда нельзя защищать национальные экономики от внешней конкуренции.
А затем - то есть к настоящему моменту - стало ясно, что мечта о ВТО может и не сбыться. Паскаль Лами, нынешний директор этой организации, провел всю эту неделю с лидерами АТЭС в Ханое, упрашивая их помочь вывести из тупика Дохийский раунд переговоров по ВТО.
Но почему ВТО наткнулась на непреодолимый барьер? Потому что множество стран не готовы открыть для конкуренции рынки своей сельскохозяйственной продукции. Это вызвало бы социальные потрясения в и без того бедной деревне «третьего мира», и ввергло бы в бедность сельское население Европы, получающее запрещенные ВТО субсидии.
Кроме убедительных призывов к ВТО, АТЭС ничего не может сделать для преодоления этих проблем. Прежде всего потому, что множество стран Тихоокеанского региона и сами натолкнулись на то же препятствие: их общества, их экономики тоже начали ощущать опасные последствия полной либерализации. И главное значение форума в Ханое, возможно, в том, что на разных его мероприятиях эта мысль прозвучала абсолютно четко.
Супачай Паничпакди, предшественник Паскаля Лами на посту гендиректора ВТО, а ныне генеральный секретарь ЮНКТАД (агентство ООН по торговле и развитию), заявил, что иностранные инвестиции не создают в регионе того числа рабочих мест, на которые рассчитывали правительства. И в целом дисбалансы, которые создает быстрое развитие стран Азии, по его словам, стали нетерпимыми - прежде всего речь об обострившемся имущественном неравенстве, не только между странами - членами АТЭС, но и внутри этих стран. Например, в Китае - лидере роста в регионе, во Вьетнаме - хозяине встречи, и так далее.
В последние несколько лет, как известно, более половины всех инвестиций в мире были сделаны в Тихоокеанском регионе. И они привели к его беспрецедентному росту, на 66% с момента создания АТЭС. Но выясняется, что экономический либерализм, приведший к этому блестящему результату, срочно нуждается не столько в коррекции, сколько в сопроводительных мерах. Иначе достигнутый успех приведет к проблемам со стороны тех, кого процветание не коснулось.
Но как раз сопроводительными мерами и занималась все эти годы АТЭС. И будет продолжать заниматься. В финальных документах Ханойского форума перечисляются десятки исполняемых 21 экономикой региона программ, далеко не только экономического характера. Из новых, прозвучавших в Ханое, можно отметить активно поддержанную Россией программу защиты энергетических коммуникаций, или инициативу АТЭС по борьбе с поддельной и пиратской продукцией, или борьбу с последствиями эпидемий. Но принципиально важно, что «укрепление обществ и построение более динамичного сообщества» оказалось отдельной главой в итоговой Ханойской декларации.
Не то чтобы это всем нравилось. В нескольких выступлениях на Деловом саммите (CEO Summit) в рамках форума было открыто сказано: в Тихоокеанском регионе вся торговля и инвестиционные потоки идут между шестью странами. Это Китай, Япония и Южная Корея на одной стороне океана, и США с Канадой и Мексикой по другую его сторону. Эти шесть гигантов АТЭС вместе дают 90% всего тихоокеанского оборота денег и товаров. Вроде бы, какое значение имеют остальные - а это страны АСЕАН, Россия, Австралия, Перу, Чили, Новая Зеландия и т.д.?
Но АТЭС, где каждый из 21 члена имеет равный голос - отличная школа терпения и уважения к общим экономическим интересам. В итоге - и это было заметно в Ханое - общее понимание находится.
Оно состоит прежде всего в том, что угрозы в регионе общие. В том числе угроза слишком быстрого и несбалансированного развития. Это угроза даже для самых богатых, в том числе для США.
Из уст госсекретаря Кондолизы Райс на форуме в Ханое прозвучала цифра: две трети американской торговли приходится сегодня на Тихий океан. В принципе, это сенсация мирового масштаба: США больше не атлантическое государство, и Европе об этом следует задуматься. Но это означает, что все угрозы и дисбалансы в тихоокеанских странах региона угрожают и США.
С другой стороны, те десятки миллионов людей в зоне АТЭС, которые пока не получили полной выгоды от развития - это резерв завтрашнего роста, десятки миллионов новых покупателей и производителей.
АТЭС в Ханое подтвердила, что видит эту реальность и готова двигаться к ней.