С апреля текущего года Банк России уже 8 раз снижал ставку рефинансирования: в результате базовая ставка опустилась с "кризисных" 13% до 9,5% годовых - рекордно низкого уровня за период с 1992 года. И на этом центробанк, вероятнее всего, не остановится: первый зампред ЦБ РФ Алексей Улюкаев заявил в конце октября, что в 2010 году ставка рефинансирования может быть снижена до 9%, то есть приблизительно до прогнозного уровня инфляции.
Между тем ставка российского центробанка остается самой высокой среди стран G20, то есть Россия фактически придерживается самой жесткой денежно-кредитной политики в "двадцатке" наиболее развитых государств. "Поспорить" с нашей страной по этому параметру способна лишь Аргентина, где базовая ставка РЕПО в сентябре была сокращена до 9,75%. При этом, как и в России, реальный уровень процентных ставок в Аргентине близок к нулю, если исходить из официальных показателей инфляции.
Для сравнения: базовая учетная ставка в США составляет сейчас 0-0,25%, в Канаде - 0,25%, в Японии - 0,1%, в Великобритании - 0,5%, в Европейском валютном союзе - 1%, в Австралии - 3,5%, в Китае - 5,31%, в Индии - 4,75%, в Южной Корее - 2%, в Турции - 6,75%, в Индонезии - 6,5%, в ЮАР - 7%, в Мексике - 4,5%, в Бразилии - 8,75%. В странах G7 ставки с началом кризиса были снижены наиболее радикально, в результате чего западный финансовый сектор оказался буквально залит дешевыми деньгами.
Российский ЦБ в отличие от иностранных центробанков не понижал, а повышал ставки в разгар кризиса, чем вызвал немало критики в свой адрес. Представители Банка России объясняли необходимость такой политики стремлением удержать в стране "горячие деньги". Кроме того, возможности центробанка сдерживались традиционно высоким инфляционным давлением и нестабильностью на валютном рынке. После того как ситуация стабилизировалась, Банк России начал последовательно снижать ставки в целях стимулирования кредитной активности банковского сектора.
Между тем ставка рефинансирования ЦБ РФ по-прежнему остается весьма ограниченным инструментом в деле поддержки реального сектора. В идеале, как известно, ставка рефинансирования представляет собой инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Банк России воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Однако в реальности между ставкой рефинансирования ЦБ и кредитными ставками сохраняется болезненный для экономики разрыв, вызванный в том числе желанием банков поспекулировать на кризисе. Реальная кредитная ставка составляет в России 14-15%, а иногда и 20%, существенно отличаясь от ставки рефинансирования центробанка.
В октябре президент России Дмитрий Медведев согласился с тем, что ситуация с реальными кредитными ставками не соответствует целевой политике властей, однако высказался и в защиту банков. "Почему банки выставляют такую кредитную ставку? Потому что полагают, что реальная ситуация может оказаться сложнее, чем это себе представляет ЦБ", - сказал Медведев, подчеркнув, что "задача ЦБ - доходчиво объяснять свою политику и проводить разумное регулирование, оказывая влияние на финальную кредитную ставку, которая будет использоваться банком". |