"Новое исследование показывает, что в прошлом году каждые два из трёх долларов, потраченные на сделки с вооружением, остались в США и, имея статус мирового, подавляюще доминирующего торговца оружием, страна остаётся глобальным гегемоном", - пишет Шон Ватерман в "Ай эС эН Секьюрити Вотч". Наземная ракета-перехватчик опускается в ракетную стартовую шахту в ходе недавнего размещения комплекса противоракетной обороны (ПРО) в Форт Грили на Аляске. Восемнадцать перехватчиков установлены в двух районах по 800 акров (323,7 гектаров) каждый. Доклад о глобальном рынке вооружений ежегодно публикуется Исследовательской Службой Конгресса (ИСК), подразделением Библиотеки Конгресса США, и является наиболее полной общедоступной базой данных по этой теме. Взрывной рост продаж американского оружия особенно заметен в сравнении с общим спадом в торговле оружием в прошлом году. Стоимость всех трансфертных соглашений по продаже оружия во всём мире в 2008 году составила 55,2 млрд. долларов, по данным доклада - уменьшение на 7,6 процента по сравнению с предыдущим годом. Продажи США составили 37,8 млрд. долларов - 68,4 процента по сравнению с 2008 годом, но огромный скачок от 25,4 млрд. в 2007 году. Эта цифра включает обслуживание, сервис и модернизацию по прошлым продажам, а также новые сделки. Следующий крупнейший поставщик оружия - Италия, которая, как говорится в докладе, прибежала "очень далеко второй" со сделками в 3,7 млрд. или около 6,7 процента мировой торговли. Россия занимает третье место с контрактами на сумму 3,5 млрд. долларов в 2008 году, что значительно меньше по сравнению с 10,8 млрд. в 2007 году. В совокупности эти три страны заключили договоров купли-продажи на сумму 45 млрд. долларов в прошлом году, что составляет 81,5 процента всего мирового рынка вооружений. Падение мировых продаж оружия в прошлом году связано с "решением некоторых отказаться от покупки крупных систем за счёт бюджетных средств в условиях серьёзного спада мировой экономики, рецессии", - пишет автор доклада Ричард Гримметт. Но экономический спад не повлиял на всех потенциальных клиентов в одинаковой степени. "Другие потенциальные покупатели в развивающихся странах со значительными финансовыми активами могут продолжать запуск новых и дорогостоящих программ по закупке оружия благодаря своим богатствам", - пишет автор, отметив, что рост цен на нефтехимию повысили покупательную способность стран-производителей нефти. Подавляющее большинство продаж США - около 30 млрд. из 37,8 млрд. долларов - пришлись на развивающиеся страны, и неудивительно, что крупнейшие сделки состоялись с государствами Ближнего Востока. Объединённые Арабские Эмираты потратили более 6,5 млрд. долларов на противовоздушную ракетную систему "Пэтриот", Марокко заплатила 2,1 млрд. за 24 истребителя Ф-16, а Ирак купил 140 танков "Абрамс" М1А1 и 6 грузовых самолётов С-130 на общую сумму 1,2 млрд. Были также крупные поставки США в Индию, Саудовскую Аравию, Египет, Южную Корею, Тайвань и Бразилию. ОАЭ были крупнейшими покупателями оружия из всех развивающихся стран в 2008 году, потратив 9,7 млрд. долларов, тем самым опередив Саудовскую Аравию, которая потратила $ 8,7 млрд. и Марокко, потратившую 5,4 млрд. Среди продавцов в развивающихся странах Россия с 3,3 млрд. в 2008 году далеко отстаёт от США, это всего около 7,8 процента от общего объёма рынка. Гримметт пишет, что в то время как Китай и Индия продолжают быть для России основными клиентами, её акцент фокусируется на новых клиентах в Латинской Америке, в частности, Венесуэле. Сделки по продаже оружия нерегулярны, разношёрстные соглашения наиболее жёстко регулируемы на всех рынках продаж. Хотя выполняемые корпорациями частного сектора заказы согласовываются при сделке правительствами как акты национальной политики - почти своего рода государственный капитализм. Во время Холодной Войны "предоставление обычных видов оружия дружественным государствам являлось инструментом внешней политики и использовалось Соединёнными Штатами и их союзниками", отмечается в докладе, добавляя, что это также верно для Советского Союза и его союзников. "После окончания Холодной войны" политика США по поставкам оружия была основана на оказании помощи дружественным народам в развитии и поддержании их способности справляться с угрозами региональной безопасности". В докладе отмечается, что США создали "особенно широкую, на глобальном уровне клиентскую базу по вооружениям, оборудованию", которая, даже в отсутствие новых сделок, обеспечивает "продолжение ежегодных серий оружейных соглашений, пусть и только по обеспечению модернизации, снабжению запасными частями, боеприпасами и сервисными услугами по поддержанию большого разнообразия систем вооружения, которые были проданы им ранее". Но большое число государств, которым США поставляет оружие, не только обеспечивают постоянный поток доходов военно-промышленному комплексу, но и гарантируют то, что враги и противники не будут превосходить в военной мощи союзников США. Это также обеспечивает другое главное стратегическое преимущество США: зависимость клиентов от американской доброй воли по поддержанию и модернизации высокотехнологичных систем, которые они купили. На прошлой неделе, обсуждая отношение суннитских соседей Ирака относительно продаж США оружия шиитскому правительству в Багдаде, писатель и бывший аналитик ЦРУ Кен Поллак, будучи ключевым сторонником вторжения Буша в Ирак, заявил, что "арабские союзники США были в восторге от таких сделок". Он сказал, что "арабские лидеры призывают США продавать иракцам системы вооружений вплоть до истребителей Ф-16, чтобы убедиться, что они (иракцы) привязаны к вам так же крепко, как и мы". "Они знают, что они не могут начать военные действия без нашего разрешения", - сказал он Шон Ватерман является главным обозревателем и аналитиком в "Ай эС эН Секьюрити Вотч". Он британский журналист в Вашингтоне, округ Колумбия, освещающий национальную безопасность.
|