В интервью Dow Jones Newswires Эфраим Снех заявил: если США не удастся ввести санкции, Израиль окажется загнанным в угол и у него не останется других вариантов, кроме как "предпринять действия". На уточняющий вопрос Снех без лишних раздумий ответил: "Военные действия".
Как поясняет издание, "шесть крупнейших мировых держав - США, Великобритания, Россия, Франция, Китай и Германия - установили для Ирана предельный срок для начала переговоров по ядерной программе в конце сентября".
Снех, в свою очередь, заявил: "Если они по слабости или по глупости позволят бомбе быть, у нас не будет выбора... Мы не можем позволить это продолжать. Это дело чрезвычайной важности". Он добавил, что нынешняя экономическая обстановка предоставляет "золотую возможность" для давления на иранскую экономику, зависящую от экспорта углеводородов. Бывший сотрудник правительства Израиля подчеркнул, что он выражает собственную точку зрения.
Американское разведывательное сообщество информировало Белый дом о том, что Иран не возобновлял программу по разработке ядерного оружия, пишет журнал Newsweek со ссылкой на два анонимных источника из федерального правительства, которые непосредственно занимаются вопросами нераспространения. Ранее разведслужбы США сообщали, что Тегеран приостановил эту программу в 2003 году.
По словам анонимных источников, американские разведывательные службы уведомили Белый дом и другие правительственные службы о том, что состояние иранской программы по разработке и созданию ядерной бомбы не изменилось со времени составления Национальной разведывательной оценки (НРО) 2007 года "Ядерные амбиции и возможности".
Как поясняет издание, в опубликованных фрагментах этого документа, в частности, говорилось, что до начала 2003 года вооруженные силы Ирана стремились к разработке ядерного оружия, но осенью того же года Иран "приостановил свою программу ядерных вооружений", сохраняя при этом минимальную возможность возобновить ее при необходимости.
Один из двух источников рассказал, что администрация Обамы создала систему, в русле которой разведслужбы обеспечивают руководителей высшего уровня, включая самого президента, регулярными обновлениями по различным документам вроде НРО 2007 года по Ирану. Согласно свежим данным, ситуация с иранской ядерной программой за минувшие два года существенно не изменилась.
"Таков вывод, - заявил один из сотрудников, занимающихся нераспространением, - но он, как и все остальные, постоянно проверяется и оценивается заново с учетом новой информации и проверки старых предположений". Издание отмечает, что неизвестно, насколько изменилась степень уверенности американских разведслужб с 2007 года.
Почему Европа хочет усиления санкций против Ирана Германия, Франция и Великобритания готовы ввести нефтегазовые санкции против Ирана, если эта страна не выполнит к концу сентября требований ООН и МАГАТЭ, но теперь будут ждать окончания намеченных на 1 октября переговоров между Вашингтоном и Тегераном по иранской ядерной программе, пишет The Christian Science Monitor.
В Европе "нет ни малейшего желания бомбить иранские ядерные установки, - утверждает Томас Клау из Европейского совета по международным отношениям в Париже. - Это представляется внешнеполитической катастрофой. Если есть выбор между санкциями и военным ударом, мы должны выступить в поддержку санкций".
Однако иранские эксперты подозревают, что в таком националистическом государстве, как Иран, санкции могут быть использованы для объединения общественности, разобщенной и обозленной после июньских выборов. А так как официальная пропаганда нередко представляет иностранные державы как источники сатанинского влияния на Иран, санкции могут возыметь обратный эффект, особенно если учесть, что Тегеран последовательно внушает своему народу, что страна всего лишь отстаивает право на развитие программы мирного атома.
Эксперты также сходятся во мнении, что на деле санкции, по иронии судьбы, будут способствовать обогащению Революционной гвардии Ирана, различные клики которой контролируют черный рынок, пишет автор статьи Роберт Маркуанд. Между тем в прошлом году Германия заработала свыше 4 млрд долларов на торговле с Ираном. Интересы Франции и Британии тоже существенны.
В среду иранский министр энергетики Масуд Мирказеми заявил, что его страна не боится возможных нефтегазовых санкций. "Мы готовы к любым возможным бензиновым санкциям", - отметил он, добавив, что Иран подписал соглашения с некоторыми странами о покупке горючего.
Москва меняет расклад в ядерном покере вокруг Тегерана Во вторник президент Дмитрий Медведев посеял сомнения, дав понять, что Москва не обязательно будет возражать против более жестких санкций в отношении Тегерана. Следует ли ловить его на слове, задается вопросом Tribune de Genève, напоминая, что на прошлой неделе Кремль утверждал обратное. "Если такое изменение позиции подтвердится, этот поворот на 180 градусов изменит расклад международного покера, разыгрываемого вокруг иранского досье", - отмечает корреспондент Андре Алеман.
До настоящего момента Китай и Россия не поддерживали идею ужесточения санкций. Этими разногласиями сумел воспользоваться Иран: чтобы выиграть время, он соглашается вести диалог, не идя ни на какие уступки. Теперь же, если Москва "бросит" Тегеран, все полагают, что и Пекин сделает то же самое, и тогда можно будет ввести новые санкции, полагает обозреватель швейцарского издания.
Президент женевского Центра политики безопасности Франсуа Эйсбур затрудняется комментировать заявление Медведева: "Является ли оно знаком зарождающегося соперничества с Путиным? Или жестом доброй воли в адрес Обамы? Или это осознание того, что Иран через несколько месяцев сможет изготовить бомбу?"
Вопрос также состоит в том, продолжает издание, верит ли Тегеран в угрозу авиаударов по его ядерным объектам. Барак Обама вряд ли склонен ввязываться в еще одну войну, и, видимо, поэтому израильтяне охотно заявляют о своей готовности атаковать, отмечает Алеман.