Высшие должностные лица получают подправленные данные
Поговорив с бывшими и действующими американскими дипломатами, корреспондент Washington Times Николас Кралев выяснил, что диппредставительства США избегают передавать в Вашингтон дурные новости о союзниках и тем самым лишают чиновников важнейшей информации, которая нужна им для принятия правильных политических решений.
Неназванный чиновник, который в настоящее время увольняется с дипломатической службы, поведал, что глава его миссии, ставленник Буша, "полностью запретил любые телеграммы с плохими новостями" и во всеуслышание говорил, что "мы должны выдавать только хорошие новости о стране, в которой работаем". Из стран, с которыми у США натянутые отношения, негативные сообщения, наоборот, поступают регулярно.
Эту практику, которая достигла апогея в президентство Буша-младшего, газета со слов своих собеседников называет "цензурой". Большинство опрошенных заверили, что продолжается она и при нынешней администрации - хотя и с меньшим размахом.
Официальный представитель Госдепа П.Дж. Кроули заявил, что телеграмма из зарубежного посольства должна "отражать точку зрения главы миссии", а потому он имеет право вносить изменения в текст, составленный его подчиненными. При этом Кроули от имени Хилари Клинтон и действующей администрации выразил признательность тем сотрудникам, которые дают "честную оценку" событий. Он также заверил, что у Госдепа имеются "иные источники информации".
Томас Р.Пикеринг, американский дипломат с более чем 40-летним стажем, рассказал WT, что, у сотрудников посольств есть альтернативные каналы связи для передачи негативных сведений, такие как электронная почта. Однако эти сообщения не являются официальным документом, а потому получают лишь незначительную огласку в политических кругах и не имеют особого влияния. Особая линия, по которой работники миссий должны сообщать о несогласии с руководством по тем или иным вопросам, "дышит на ладан", рассказала президент Американской дипломатической ассоциации Сьюзен Джонсон.
Тем не менее, некоторые собеседники WT высказали мнение, что обсуждаемые ограничения в американской дипломатии не насаждаются сверху и носят характер самоцензуры, а у добросовестных сотрудников всегда есть возможность донести до начальства истину.
Анализ выявил недостатки ежедневной сводки развединформации для Буша-младшего При президенте Джордже Буше-младшем ежедневная сводка развединформации, которая готовилась для него каждое утро, стала чрезвычайно важным документом, что в целом привело к негативным последствиям для разведсообщества, пишет The Washington Post, ссылаясь на результаты нового исследования Брукингского института.
Нанесенный урон включал в себя "сдвиг от глубокого исследования в сторону близорукого анализа", аналитики стали выбирать "самые последние и привлекающие внимание секретные доклады", говорится в исследовании, которое было опубликовано во вторник под заголовком "Разведывательное сообщество США и внешняя политика: как добиться правильного анализа".
В свое время, напоминает издание, у Джорджа Буша были аналитики, которые работали на вопросы особого значения. Они готовили по ним ежедневную сжатую сводку, получившую название PDB ("Президентская ежедневная сводка"). За ней следовали несколько "более глубоких погружений" в проблематику - по часу длиной. "Нередко сводки и дискуссии вокруг них... приводили к немедленным политическим решениям", - отмечается в исследовании.
Важность, которую Буш придавал PDB, привела к тому, что многие аналитики "стали видеть смысл собственного существования в ежедневном производстве PDB", утверждает основной автор работы Кеннет Либертал, старший научный сотрудник Брукингского института и член Совета национальной безопасности при Билле Клинтоне.
В рамках исследования Либертал опросил действующих и бывших сотрудников ЦРУ, Совета национальной безопасности, разведуправления при министерстве обороны США и Госдепартамента, всем гарантировав условия анонимности.
The Washington Post рассказывает, что впервые практика PDB была введена в 1964 году при президенте Линдоне Джонсоне, и с тех пор президенты по-разному относились к важности этого документа. Так, согласно исследованию, президент Обама "предпочитает материал в письменном виде и желает, чтобы при чтении его не прерывали".
После терактов 11 сентября Буш, как отмечается в работе Либертала, "сфокусировался очень серьезно на PDB, которые готовились для него каждое утро, и тратил на них не менее часа". Затем он обсуждал определенные вопросы с Диком Чейни, Кондолизой Райс и Эндрю Кардом.
За годы правления Буша имели место порядка 100 "более глубоких погружений в проблематику", для чего привлекались около 200 аналитиков. Неудивительно, что "добиться попадания проблемы в PDB стало важнейшей задачей аналитиков". Как свидетельствует исследование, сотрудники ЦРУ получали большее вознаграждение, если предложенные ими вопросы привлекали внимание президента.
Особый акцент делался на компактности PDB. Так, сводка от августа 2001 год под названием "Бен Ладен намерен нанести удар по США" в общей сложности занимает полторы страницы печатного текста. Из-за этого использовались "отточенные определения" и "гиперболизированный язык".