11 сентября исполняется 8-я годовщина теракта "11 сентября" в США. После того, как в январе этого года Барак Обама пришел к власти, он перенес центр тяжести антитеррористической стратегии с "насильственной антитеррористической борьбы", негативные последствия которой оказались очевидными, на "комплексную антитеррористическую борьбу", сопровождающуюся военными, дипломатическими, политическими и экономическими мерами. Однако администрация Б. Обамы зашла в тупик по конкретным вопросам, связанным с закрытием тюрьмы в Гуантанамо и корректировкой стратегии в Афганистане. В настоящее время она мучительно обдумывает новый путь антитеррористической борьбы.
После событий 11 сентября 2001 года США объявили войну против глобального терроризма, развязали две войны за рубежом, а также усилили в стране меры по надзору и поимке террористов. Такая тактика, характеризующаяся "насилием на насилие", не только не помогла уменьшить террористическую угрозу, но и истощила военные и финансовые ресурсы страны.
Более того, из-за такой "насильственной антитеррористической борьбы" авторитет США в мире резко снизился.
По мнению Б. Обамы, для достижения победы в антитеррористической борьбе требуется в первую очередь установить "справедливый" имидж в целях получения поддержки со стороны международного сообщества. В связи с этим, на третий день после вступления на пост он отдал приказ о всестороннем реформировании политики в отношении лиц, подозреваемых в террористической деятельности.
Однако проведение соответствующей политики Б. Обамы непрерывно встречает препятствия. По итогам опроса, проведенного американской телекомпанией "Фокс", 55 проц американцев не хотят, чтобы заключенные тюрьмы в Гуантанамо прибыли на территорию США. Кроме этого, из-за консервативных сил правительство Б. Обамы не может в корне изменить предпринятые в прошлом антитеррористические меры, вызывающие спор, и ему пришлось объявить о дальнейшем использовании особого военного трибунала, созданного еще во времена Джорджа Буша, для суда над заключенными Гуантанамо.
Согласно общественному мнению в США, самой большой ошибкой в политике антитеррористической борьбы во время президентства Дж. Буша стало начало войны в Ираке, которая на долгое время "сковала" финансовые, военные и разведовательные ресурсы, сказавшись на способности США предотвращать и бороться с терроризмом на своей территории. Тем самым, антитеррористическая обстановка в стране только ухудшалась.
Б. Обама после прихода к власти подтвердил срок вывода войск из Ирака, ускорил темпы вывода войск, начал осуществить стратегию переноса основного акцента борьбы с терроризмом из Ирака в Афганистан для реализации главной цели ликвидации боевиков движения "Аль-Каида", которые скрываются на границе между Афганистаном и Пакистаном. Б. Обама не только разработал новую стратегию, но также направил дополнительные войска в Афганистан и назначил нового командира американских войск в республике.
Однако вышеупомянутая новая стратегия, которая была задействована около полугода назад, не привела к эффективным результатам, и американские войска столкнулись в Афганистане с новыми трудностями. Увеличение войск и расходов для войны в Афганистане вызвало сомнения и недовольство в правительственных и общественных кругах. По итогам опроса общественного мнения, большинство американцев выступают против войны в Афганистане.
Таким образом, Б. Обама стоит перед дилеммой: если он согласно народным чаяниям прекратит военное присутствие США в Афганистане, то боевики движения "Аль-Каида", скорее всего, совершат новые теракты против США, а продолжение увеличения военных, политических и экономических средств в ходе данной войны в свою очередь вызовет сильное недовольство американцев.
В преддверии 8-й годовщины инцидента 11 сентября 2001 года в правительственных и общественных кругах США вновь начались дебаты в отношении политики борьбы с терроризмом.
Что касается тактики, то в центре дебатов оказался вопрос о направлении в Афганистан дополнительных войск. В аспекте общей стратегии администрация Б. Обамы считает, что для обеспечения безопасности самих США война в Афганистане "необходима" и "ее стоит продолжать". Однако бывший американский сенатор на днях отметил, что война как средство борьбы с терроризмом означает использование средств 20-го века для урегулирования реальных проблем 21-го века, и такой способ скоро изживет себя. |