У.Чавес произвел фурор на Венецианском кинофестивале Президент Венесуэлы Уго Чавес почувствовал себя в роли телезвезды, пройдя по знаменитой красной дорожке Венецианского кинофестиваля и став первым главой государства, посетившим фестиваль более чем за 10 лет. Он приехал, чтобы посмотреть премьеру документального фильма Оливера Стоуна "К югу от границы", в котором сам У.Чавес является главным действующим лицом. Венесуэльский лидер провел на красной ковровой дорожке около 20 минут, позируя перед камерами и раздавая автографы, передает Associated Press. Как заявил У.Чавес, "фильм говорит о том, что Латинская Америка возрождается". Сам режиссер отметил, что фильм действительно затрагивает те преобразования, которые имеют место в Латинской Америке, а также показывает У.Чавеса с другой стороны, а не так, как обычно его представляют в США и Европе. "Он тот человек, о котором надо знать, он настоящий герой нашего фильма", - сказал О.Стоун о президенте Венесуэлы. Напомним, что, помимо художественных фильмов, О.Стоун снимает документальные ленты. В частности, в 2003г. он вынес на суд зрителей картину "Команданте", рассказывающую о легендарном кубинском лидере Фиделе Кастро. Именно этот фильм, по словам автора, навел его на мысль снять фильм об У.Чавесе. Мировая "презентация" Чавеса
Президент Венесуэлы Уго Чавес находится в многодневном турне по странам Азии, Африки и постсоветского пространства. Он уже посетил Ливию, Алжир, Сирию и Иран, а сегодня находится в Туркмении. Затем его путь лежит в Россию и Белоруссию.
"Цель визита – укрепление политических, энергетических и военных связей с этими странами", – заявил лидер Венесуэлы.
Похоже на то, что основная цель поездки Чавеса – создание некоего антиамериканского союза производителей нефти и газа. А Сирия и Белоруссия интересны как партнёры в области военно-технического сотрудничества.
Это турне вызывает повышенный интерес со стороны США. В Вашингтоне опасаются, что с помощью Венесуэлы Иран может попытаться обойти международные санкции и получить материалы, необходимые для продолжения своей ядерной программы. Вашингтон проводит пристальный мониторинг возможных нарушений резолюций ООН по Ирану.
И Чавес, ставший первым иностранным лидером, посетившим это государство после президентских выборов там 12 июня и последовавших за этим беспорядков, дал повод для подобных подозрений.
"Иран для нас является стратегическим партнером, с которым мы в последнее время заключили ряд договоров в области обороны, энергетики, промышленности и технологий.
Мы намерены укреплять наши отношения в соответствии с договоренностями, достигнутыми ранее с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом", – сказал Чавес во время посещения Тегерана 6 сентября.
Кроме того, он заявил о готовности Венесуэлы с октября поставлять в Иран 20 тысяч баррелей в день. Правда, непонятно, зачем они нужны стране, и без того богатой нефтью.
Ближе к концу недели Чавес прибудет в Москву, где проведет переговоры с российским руководством. "У нас подписаны крупнейшие нефтяные проекты. Это касается не только добычи, но и переработки тяжелой нефти в легкую, ее транспортировки в морские порты.
Это потребует громадных финансовых затрат, и мы в этом направлении активно работаем", – заявил Чавес еще 31 августа – в день начала своего турне.
Лидер Венесуэлы также сообщил, что в Москве будут обсуждаться вопросы военно-технического сотрудничества и мирного использования атома.
Чавес подчеркнул, что военное взаимодействие с Россией строится на совершенно других принципах, нежели взаимодействие между Колумбией и США. (Напомним, что в июле колумбийские власти разрешили американцам использовать семь своих военных баз.)
"В последнее время были предприняты попытки поставить в один ряд развертывание американских баз в Колумбии и наше сотрудничество с Москвой. Но это совершенно разные вещи. Разве Россия имеет гегемонистские претензии на латиноамериканском континенте?" – заявил Чавес.
А до Ирана и Туркмении президент Венесуэлы колесил по арабским странам. 31 августа прибыл в Ливию, где принял участие в празднованиях по случаю 40-летия ливийской революции и встретился с Муамаром Каддафи. Ливия – крупный экспортёр нефти и газа, а в недавнем прошлом – ещё и страна, которую в США причисляли к "Оси зла". Так что темы для переговоров нашлись.
Спустя два дня Чавес уже находился в Алжире и общался там с местным президентом Абдельазизом Бутефлика. Они обсудили вопросы развития двусторонних отношений, в частности в энергетической сфере (Алжир, как и Ливия, – крупный экспортёр нефти и газа), а также "сверили часы" по актуальным международным вопросам.
Можно сказать, что поездки Чавеса на север Африки стали предупреждением для стран Евросоюза, являющихся основными потребителями ливийских и алжирских нефти и газа.
Вероятно, венесуэльский лидер послал им сигнал – дескать, если будете слишком тесно взаимодействовать с США, останетесь без энергоносителей. И никакой бурной реакции Европы на турне Чавеса не последовало.
З сентября президент прибыл с двухдневным визитом в Сирию, где встретился со своим коллегой Башаром Асадом. "Цель моего визита – освобождение международного сообщества от пагубного влияния США, которые правят современной политикой", – провозгласил Чавес, прилетев в Дамаск.
С сирийской земли Чавес обрушился на еврейское государство.
"Израиль – нация империалистов, истребляющая людей и враждебная миру. Израиль превратился в инструмент США, добивающихся раскола на Ближнем Востоке. Весь мир знает это.
Для чего было создано государство Израиль? Для того чтобы расколоть арабский мир, чтобы обеспечить интересы североамериканцев на этой территории", – отметил венесуэльский лидер.
Надо сказать, что наибольшее количество "глобальных" заявлений президент Венесуэлы сделал именно в Дамаске. Например, такое: "Я считаю, что настало время решающей битвы. Или мы сейчас освободим мир от империализма и сделаем его многополярным из однополярного, или же этого не произойдет никогда".
И далее он развил мысль: "Настало время отказаться от односторонней позиции и прийти к многополярному миру. Мы хотим мира, в котором будут услышаны все голоса, мира, в котором будет происходить диалог цивилизаций, а не их столкновение".
Начинание хорошее. Но известный своими резкими высказываниями Чавес вряд ли способен серьёзно продвинуть мирный процесс на Ближнем Востоке. Политика венесуэльского лидера делает его похожим на трактор, готовый пахать минные поля.
А вот договориться о чём-то с другими нефте- и газодобывающими странами у него шансов больше. И если Венесуэла, страны Ближнего Востока и Россия смогут выступить единым фронтом, Европе и США, привыкшим диктовать правила игры на энергетическом рынке, придётся тяжело.
Владимир Анохин |