Правительство РФ одобрило в четверг основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы, которые предполагают постепенное сокращение дефицита, однако не такими быстрыми темпами, как рассчитывал Минфин. Бюджетная "дыра" в следующем году останется такой же, как планировалось в этом - дефицит в 2010 году установлен в размере 3,19 триллиона рублей, или 7,5 процента ВВП - почти треть всех расходов не будет обеспечена доходами. В законе о бюджете-09, пересмотренном в апреле на фоне финансового кризиса и резкого снижения цен на энергоносители, дефицит был утвержден на уровне 2,978 триллиона рублей, или 7,4 процента ВВП, а с учетом расходов из Фонда национального благосостояния на поддержку банков - 8,0 процентов ВВП. Теперь Минфин оценивает дефицит в 9,2-9,3 процента ВВП, сказал в четверг министр Алексей Кудрин. В 2011 году расходы превысят доходы на 2,01 триллиона рублей, или 4,3 процента ВВП, в 2012 году - на 1,56 триллиона рублей (3,0 процента ВВП). Ранее Минфин хотел ограничить дефицит бюджета РФ в 2010 году 5,0 процентами ВВП и 3,0 процентами ВВП в 2011 году, однако в процессе обсуждения в последние несколько месяцев "дыра" в бюджете-10 выросла в полтора раза. КАК ЗАТКНУТЬ "ДЫРУ" Для покрытия дефицита Минфин планирует задействовать все возможности - Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, внутренние и внешние заимствования. Российские власти потратят весь остаток Резервного фонда в 2010 году - 1,674 триллиона рублей, и распечатают Фонд национального благосостояния, в котором к концу 2012 года останется 940 миллиардов рублей, из которых 655 миллиарда рублей будут находится на депозитах Внешэкономбанка под субординированные кредиты банкам и АИЖК. В следующем году правительство также намерено возобновить заимствования на внешнем рынке - в последний раз Россия выпускала еврооблигации в 1998 году. Размещения за рубежом составят в 2010-2012 годах $17,8 миллиарда, $20,7 миллиарда и $20,0 миллиарда соответственно и, по словам сотрудников Минфина, будут проводиться несколькими траншами. С учетом погашения и обслуживания долга чистые внешние привлечения составят в ближайшие три года $12,6 миллиарда, $15,1 миллиарда и $15,8 миллиарда. Таким образом внешний долг России в ближайшую трехлетку вырастет более чем в два раза - на 1 июля государственный внешний долг РФ, по данным Минфина, составлял $39,14 миллиарда. Совокупный долг РФ (внутренний и внешний) вырастет в 2012 году до 16,4 процента ВВП с 6,5 процента ВВП в 2008 году. Федеральный бюджет 2010 года - самый социальный за всю историю - источник в правительстве РФ МОСКВА, 30 июля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Основные расходы федерального бюджета на социальную сферу в 2010 году связаны с межбюджетными трансфертами. Так, в следующем году трансферты федерального бюджета только в Пенсионный Фонд /ПФР/ возрастут до 6 проц ВВП. По сравнению с 2008 годом, когда эта доля не превышала 2,3 проц ВВП, рост составит почти три раза. Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщил источник в правительстве РФ. Сегодня кабинет министров рассмотрит на заседании основные направления бюджетной политики на 2010-2012 годы. "В дальнейшем, - сказал он, - доля трансфертов несколько уменьшится, но 2010 год - это год максимальных выплат по межбюджетным трансфертам". В целом, на фоне общего снижения доходов, подчеркнул источник, "межбюджетные трансферты, направляемые на поддержку Пенсионного Фонда, Фонда Социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, а также субъектам РФ возрастут на 5 проц или с 3 трлн 432 млрд руб в 2009 году до 3 трлн 588 млрд руб в 2010 году". Помимо этого, вырастут и прямые расходы на социальную сферу, которые впервые за всю историю составят 40 проц от общих расходов, подчеркнул собеседник агентства. "Бюджет будущего года в наибольшей степени социальный, - особо отметил он. - Если в 2009 году расходы на социальную политику составляют 321,5 млрд руб, то в 2010 году - 356,6 млрд руб". "Выполнение социальных обязательств и реализация пенсионной реформы - главный приоритет, отфиксированный в нынешней бюджетной политике", - подчеркнул источник. "Бюджет также сохраняет свою антикризисную направленность, в том числе финансирование высокотехнологичных отраслей, субсидий, что обуславливает эффективный государственный спрос, поддержку тех сфер, которые завязаны на бюджет", - заключил он. Некоторые данные по структуре расходов Расходы на финансирование ФЦП в 2010 г составят, по предварительным данным, 701,2 млрд руб. Об этом сообщил журналистам источник в правительстве РФ. По его словам, принято решение о запуске в следующем году 3 новых ФЦП: программы развития цифрового телерадиовещания с объемом финансирования 10,8 млрд руб на 2010 г, программы социально-экономического развития республики Ингушетия /около 3 млрд руб в 2010 г/ и программы "Новые ядерные технологии" /3,2 млрд руб в 2010 г/. Источник сообщил, что в следующем году подвергнется сокращению финансирование практически всех ФЦП, за исключением программ ГЛОНАСС и федеральной космической программы, а также программы "Российские космодромы", расходы на финансирование которой существенно вырастут. Также практически без изменений остались оборонные ФЦП, связанные с реализацией госпрограммы вооружений. Источник сообщил, что существенному сокращению в следующем году будут подвергнуты расходы на новое строительство в рамках ФЦП, расходы на транспортную систему /в частности, расходы на дорожное строительство сокращены примерно на 10 млрд руб/. Также сокращены расходы на финансирование ФЦП в сфере культуры и сельского хозяйства. Источник сообщил, что в следующем году также существенно сократятся расходы на финансирование ФАИП. В рамках этой программы в полном объеме сохранено финансирование по объектам, которые планируется ввести в строй в 2010 г. По остальным объектам увеличены сроки строительства и, соответственно, сокращено финансирование. От подавляющего большинства новых объектов, финансирование которых планировалось в рамках ФАИП, пришлось отказаться. Также, по словам источника, в следующем году существенно сократятся расходы федерального бюджета на поддержку национальной экономики, прежде всего, на субсидии различным предприятиям. Сокращение по этой статье составляет 27,4 проц. Источник отметил, что по ряду направлений бюджетных расходов, прежде всего связанных с высокими технологиями, сокращение будет минимальным или его вообще не будет. Речь идет об авиации, атомной энергетике и некоторых других отраслях. В то же время, по словам источника, в следующем году возрастут расходы федерального бюджета, связанные с социальной политикой. Источник сообщил, что эти расходы составят в 2010 г 356,6 млрд руб. Публичные и приравненные к ним обязательства в сфере социальной политики достигнут почти 40 проц расходов федерального бюджета в 2010 г. Также в 2010 г возрастут трансферы из федерального бюджета во внебюджетные фонды, в первую очередь ПФР. Размер трансфера в ПФР возрастет с 2,3 проц ВВП в 2009 г до 6 проц ВВП в 2010 г. В дальнейшем планируется некоторое снижение этой доли расходов. Общий объем трансферов в бюджет ПФР, Фонда социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования в 2010 г составит 3558 млрд руб. Расходы на национальную оборону сохранятся примерно на уровне 2009 г и составят 1219 млрд руб. В дальнейшем планируется некоторый рост расходов по данной статье. Источник добавил, что для покрытия дефицита федерального бюджета правительство подготовило предложения по дополнительным источникам доходов федерального бюджета, которые должны дать в 2010 г 227 млрд руб дополнительных поступлений. В числе этих предложений увеличение НДПИ на газ, акцизов на подакцизные товары, введение экспортной пошлины на никель, изменение экспортной пошлины на нефтепродукты, возможное увеличение экспортной пошлины на газ. Также в федеральном бюджете будет централизовано 5 проц НДПИ на углеводороды. Кроме того, ЦБ РФ в следующем году перечислит в федеральный бюджет 75 проц своей прибыли. В текущем году отчисления в бюджет составляют 50 проц прибыли ЦБР. Также правительство приняло решение о зачислении в доход федерального бюджета поступлений от размещения средств резервного фонда и ФНБ. Объем этих поступлений в 2010 г составит почти 80 млрд руб.
|