22 июля Президент Таджикистана Эмомали Рахмон призвал парламент страны как можно скорее принять закон о языке, по которому общение граждан страны с административными органами, предприятиями и учреждениями будет вестись исключительно на таджикском языке – диалекте фарси (а не на русском и таджикском, как это происходит сейчас).
Примечательно, что заявление таджикского президента последовало в день 20-летнего юбилея закона о языке 1989 г., по которому общение можно было вести на русском. Рахмон объясняет это так: "О величии нации можно судить… по тому, насколько ее представители оберегают и уважают свой язык".
Он считает, что новый закон необходим для повышения национального самосознания и патриотизма таджиков. В связи с этим президент раскритиковал СМИ республики за плохое знание таджикского языка. По его словам, в результате "язык засоряется чуждыми… элементами", не уточнив, из какого языка приходят в могучий таджикский подобные заимствования.
И потому "настало время, подобно другим развитым цивилизованным странам, озаботиться чистотой своего языка… и положить конец всяческим искажениям речи и правописания". Правда, пока законопроект не ограничивает использование русского языка в личном общении. Но как знать, куда зайдёт в своих устремлениях Рахмон?
Остановится ли он на достигнутом или двинется дальше, по пути, проложенному украинскими и прибалтийскими "языковедами"? Напомним, что президент Украины Ющенко проводит политику подавления русского языка в своей стране, направленную на уменьшение количества русскоязычных школ.
Наиболее абсурдная ситуация с этим вопросом в Латвии, где использование в обиходе русского языка считается серьезным правонарушением и карается крупными денежными штрафами. Впрочем, этот вариант для Таджикистана вряд ли возможен. Слишком уж сильно его экономика завязана на Россию.
Что же касается предложенного Рахмоном законопроекта, то он чрезвычайно осложнит положение собственных граждан, сотням тысяч которых русский язык просто необходим, чтобы зарабатывать на кусок хлеба в России. А ведь и без того знание русского языка в республике, в сравнении с советскими временами, опустилось до крайне низкого уровня.
И не случайно председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский предсказывает Таджикистану в случае введения "новаций от Рахмона" серьезные проблемы в экономике и ухудшение благосостояния его граждан. По его словам, если таджики "не будут владеть русским языком, в перспективе они не смогут приезжать в Россию, зарабатывать здесь деньги и кормить свои семьи".
Правда, законопроект ещё должен пройти горнило парламента. В этой связи Алексей Островский заявил, что намерен связаться с таджикскими коллегами-депутатами, чтобы попытаться объяснить им пагубность внедрения подобного закона. Но обольщаться не стоит: в большинстве среднеазиатских стран это учреждение является просто президентской печатью, которая исправно штампует все законы.
"Правда.Ру" обратилась за разъяснениями к заместителю директора Института стран СНГ Владимиру Жарихину. В своём интервью он сказал: "По моему мнению, это попытка Рахмона решить свои внутренние проблемы. Принятием такого закона он пытается привлечь на свою сторону националистов, заявляя о своём стремлении укрепить суверенитет страны.
Однако независимость того или иного государства не зависит от того, какие языки там используются. Это касается и очень крупных развитых государств. Та же Индия пользуется английским языком в качестве государственного. В свою очередь, многовекторность политики Лукашенко не мешает ему использовать русский язык в качестве государственного.
Но на межгосударственном уровне инициатива Рахмона, скорее всего, никак не отразится. В республике не смогут полностью отказаться от русского языка. Даже лидеры такой известной антироссийской организации, как ГУАМ, вынуждены между собой общаться на русском. Ведь английский по разным причинам даётся им плохо, вот и вынуждены общаться на языке той страны, которая нередко вызывает у них раздражение.
Таджикские гастарбайтеры всё равно будут вынуждены учить русский, чтобы работать в России. Конечно, принижение его статуса ударит и по русскоязычным жителям республики. Но самые большие проблемы будут у местных чиновников. Ведь таджикский язык недостаточно развит в плане технической терминологии".
Потому-то, очевидно, Рахмон планирует создать при правительстве Комитет по языку и терминологии. Иными словами, перед таджикскими учёными будет стоять непростая задача выдумать родные названия техническим новациям.
Сергей Балмасов