Минск откроет трубу между РФ и Латвией, но осадок останется Прекращение транзита нефтепродуктов из России в Латвию через белорусскую территорию будет недолгим - его планируется возобновить 5 августа. Тем не менее, опрошенные РИА Новости эксперты считают действия Белоруссии поводом продолжить политику диверсификации маршрутов нефтепоставок из РФ. При этом эксперты и представители сторон расходятся во мнениях относительно наличия в этой истории политической подоплеки и ее связи с запретами на поставки мяса. В любом случае "крайней" в этой ситуации оказалась Латвия, теряющая на приостановке экспорта поступающих по трубопроводу нефтепродуктов через морской порт за рубеж. Труба - угроза экологии К вечеру среды ситуация с закрытием Белоруссией трубопровода Унеча-Вентспилс начала разрешаться. Как сообщили журналистам в пресс-службе правительства РФ, пуск состоится 5 августа после проведения регламентных работ. Ранее начальник пресс-службы министерства по чрезвычайным ситуациям Белоруссии Виталий Новицкий сообщил, что прокачка на белорусском участке будет возобновлена, когда компания "Запад-Транснефтепродукт" устранит дефекты. Утром в среду стало известно, что белорусское МЧС временно запретило эксплуатацию белорусского участка нефтепродуктопровода Унеча-Вентспилс, принадлежащего российскому "Транснефтепродукту", объяснив это неудовлетворительным техническим состоянием объекта. Германская компания, которая проводила проверку трубопровода, выявила около 1100 дефектов, сообщил РИА Новости Новицкий. "К 17 июля - сроку, который был установлен для устранения неполадок, было устранено только 254 дефекта", - сказал он. Поскольку большинство неполадок остались неустраненными, из соображений экологии и безопасности транзит нефтепродуктов решили приостановить, добавил руководитель пресс-службы МЧС Белоруссии. Российский нефтепродуктопроводный монополист признал наличие проблем. Как заявил РИА Новости первый вице-президент "Транснефтепродукта" Владимир Назаров, после диагностики в конце 2008 года было выявлено 1082 дефекта, но план по их устранению был согласован с белорусской стороной лишь в июне, тогда же компания приступила к ремонту. План выполнялся без нарушений, поэтому остановка прокачки стала неожиданностью, сказал Назаров. На данном участке нефтепровода в 2007 и 2008 годах уже случались аварии, напомнили в МЧС Белоруссии. Первая утечка произошла в марте 2007 года, в результате чего было загрязнено более 1 гектара площадей. Часть дизельного топлива попала в приток Западной Двины и оттуда в Западную Двину. Река была загрязнена на протяжении около 15 километров. Вторая авария произошла 14 февраля 2008 года, в результате чего произошел разлив около 70 кубометров дизтоплива на площади 100 квадратных метров. Но не повод для мести Мнения сторон и опрошенных РИА Новости экспертов относительно причин закрытия трубопровода расходятся. По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Валерия Нестерова, на первый взгляд закрытие эксплуатации нефтепродуктопровода со стороны Белоруссии может показаться "местью" за планы России по диверсификации энергопоставок за рубеж, поскольку для Минска транзит газа, нефти и нефтепродуктов имеет особое значение. "По основной "трубе" нефтепровода "Дружба" через Белоруссию ежегодно поставляется порядка 80 миллионов тонн нефти в год, включая более 20 миллионов тонн для потребностей страны. За транзит нефти Белоруссия ежегодно получает около 200 миллионов долларов", - отметил Нестеров. Понятно, что в случае снижения объемов транзита Белоруссия пострадает. "Однако я не стал бы говорить о какой-то "мести", - сказал эксперт. Во-первых, о дефектах объявляют со ссылкой на зарубежных экспертов, то есть политическая подоплека сомнительна, во-вторых, белорусская сторона готова запустить трубопровод в строй, как только "Транснефтепродукт" примет меры к устранению неполадок, пояснил он. Мясо, молоко, скачки С мнением об отсутствии причин политического свойства не согласен генеральный директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов. "В подобных случаях технические сложности часто имеют под собой политическую подоплеку, так было и в случае с поставками нефти на литовский НПЗ в Мажейкяе", - сказал он. По словам политолога, в последнее время отношения между Москвой и Минском охладились - это и "мясная", и "молочная" война, и отказ президента страны Александра Лукашенко от посещения мероприятий в РФ. Политическим шагом считает приостановку работы трубопровода и глава Ассоциации транзитного бизнеса Латвии Янис Юрканс. Запрет на поставки в РФ мясопродукции двух белорусских предприятий из-за обнаружения в ней вредных веществ - самый "свежий" на сегодняшний момент, о нем было объявлено во вторник. Ранее Россельхознадзор усилил контроль за продукцией 40 молоко- и мясоперерабатывающих предприятий Белоруссии, видимо, это увенчалось успехом. В ответ ветслужба Белоруссии приостановила поставку продукции трех предприятий в РФ, объяснив это наличием в ней недопустимого количества остаточных антибиотиков. При этом белорусы пообещали особо следить за продукцией мясокомбинатов, "отбракованных" Россией. Впрочем, представитель белорусского МЧС утверждает, что закрытие трубопровода из РФ в Латвию не имеет отношения к "мясному" запрету, а обосновано лишь неудовлетворительным состоянием трубы. Увязывать эти два события нелогично и неуместно, заявляет он, объясняя, что постановление о закрытии трубопровода вынесено раньше, чем вердикт Россельхознадзора. До мясного было "молочное" обострение. В начале июня практически полностью прекратился импорт в РФ молочной продукции из Белоруссии. Роспотребнадзор обосновал свой запрет тем, что белорусские производители и поставщики не переоформили разрешительную документацию в соответствии с новым российским техрегламентом на молоко. В ходе переговоров эмбарго было снято, а белорусская сторона пообещала, что до конца августа приведет все бумаги в порядок. К сельскохозяйственному вопросу добавляется финансовый. До сих пор не привели к результату переговоры о кредите в размере 500 миллионов долларов, который Белоруссия жаждет получить от России. В конце прошлого года Москва выделила Минску двухмиллиардный кредит, из которого уже выдано 1,5 миллиарда долларов. Однако последний транш российские власти пока не переводят. Общее охлаждение отношений привело к тому, что Лукашенко не счел нужным присутствовать на состоявшихся недавно в Москве скачках на приз президента РФ - мероприятии, где главы государств СНГ имеют возможность неформально пообщаться между собой. Белоруссия нередко пытается шантажировать Россию тем, что изменит ориентацию на "проевропейскую". "При этом на днях Лукашенко заявил - мол, без России мы никуда", - напомнил Симонов, назвав подобную смену ориентиров привычным для Минска способом ведения внешней политики. Диверсификация - да, но не сегодня Тем временем, действия Минска дали Москве повод еще раз задуматься не только о том, какую позицию по отношению к ней занимает "единственный славянский партнер", но и продолжить диверсификацию маршрутов энергопоставок за рубеж, отмечают эксперты. Сейчас доля экспорта нефтепродуктов по маршруту Унеча-Вентспилс сравнительно невелика. По оценке аналитика ИК "Тройка Диалог", в первом полугодии 2009 года по нефтепродуктопроводу поступило 4,7 миллиона тонн дизельного топлива. "Если учесть, что общий экспорт нефтепродуктов из РФ составляет порядка 100 миллионов тонн в год, по данному маршруту осуществляется около 10% поставок", - сказал Нестеров. Россия проводит политику планомерной диверсификации поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж. Еще в 2006 году в связи с аварией было закрыто ответвление нефтепровода "Дружба", по которому нефть поступала на литовский НПЗ в Мажейкяе, напомнил Нестеров. Вместо ремонта Россия решила строить нефтепровод от Унечи до Усть-Луги в обход Белоруссии, и эта ветка закрыта до сих пор. Кроме того, Россия планирует прекратить поставки по закрытому белорусами продуктопроводу по мере завершения строительства собственных экспортных терминалов на побережье Балтийского моря, чтобы избегать затрат, связанных с дорогостоящим транзитом и перевалкой нефтегрузов в портах третьих стран, отметил аналитик. Но быстрой такая диверсификация не будет, считают эксперты информационно-аналитического центра "Кортес". По их словам, сейчас через закрытый белорусами трубопровод идет полуфабрикат, который доводится "до ума" уже в Европе. Нефтепродуктопроводы, по которым пойдет высококачественное дизтопливо, в России есть, и их количество планируется увеличить, но раньше, чем будет налажен массовый выпуск такого топлива, говорить о диверсификации преждевременно, уверены эксперты "Кортеса". А Латвия оказалась крайней В этой истории есть еще один очевидный пострадавший - Латвия. По словам Симонова, закрытие нефтепродуктопровода приведет к снижению объемов торговли нефтепродуктами через порт в Вентспилсе. "На этом потеряют как владельцы порта, так и страна в целом", - отметил политолог. И это при том, что никаких противоречий с Латвией на данный момент у России нет. Как сообщил РИА Новости министр экономики Латвии Артис Кампарс, его страна заинтересована в скорейшем возобновлении работы трубопровода. По словам главы Ассоциации транзитного бизнеса Латвии, из-за приостановки работы трубопровода его страна терпит немалые убытки, главным образом, это касается фирм, занимающихся транзитом. Но Латвия не может вмешаться в этот процесс, потому что это дела России и Белоруссии, добавил Юрканс. Впрочем, премьер-министр балтийской республики Валдис Домбровскис заявил РИА Новости, что Латвия намерена обсудить с Россией данный вопрос в ходе заседания латвийско-российской межправительственной комиссии 29 июля, за неделю до предполагаемой даты запуска трубопровода. |