Полный текст резолюции ПАСЕ. Как говорится, Онищенко "отдыхает"... Об этом свидетельствует полный текст резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы. Напомним, что резолюция была одобрена депутатами ПАСЕ 23 июня. Итогом заседания стало принятие решения о том, что Беларуси могут вернуть статус специально приглашенного в организации только после отмены смертной казни. Приводим полный текст резолюции ПАСЕ. 1. Парламентская Ассамблея пристально следила за ситуацией в Беларуси, начиная с 1992 года, когда белорусскому парламенту был предоставлен статус специально приглашенного в ПАСЕ. Однако отсутствие прогресса со стороны Беларуси в области демократии, прав человека и верховенства закона стало причиной приостановления этого статуса в 1997 году, а также заморозки рассмотрения заявки Беларуси на вступление в Совет Европы годом позже. Ассамблея по-прежнему надеется, что Беларусь когда-нибудь выполнит требования по вступлению в Совет Европы, а ее власти возьмут на себя жесткие обязательства по исполнению стандартов Организации и примут ее ценности. 2. За последние месяцы произошло несколько очень важных событий: в период между январем и августом 2008 года были освобождены девять оппозиционных политиков, которые считались политическими заключенными, в том числе бывший кандидат в президенты Александр Козулин. В результате этого, с тех пор в Беларуси не было международно признанных политических заключенных. Ассамблея приветствует эти существенные шаги и призывает белорусские власти не отменять свои решения. 3. Ассамблея также приветствует решение о регистрации оппозиционного движения “За свободу!”, а также решение, которое позволило трем независимым изданиям – “Народнай волі”, “Нашай Ніве” и “Узгорку” – печататься в Беларуси, а также включение этих изданий в государственный каталог. Тем не менее, ситуация со свободой СМИ в Беларуси далека от идеальной, особенно в отношениях к электронным средствам массовой информации. 4. Мы также рассматриваем как положительный шаг создание ряда консультативных советов под эгидой Администрации Президента и других государственных органов, которые могут стать форумом для организации конструктивного диалога между властями и неправительственными организациями и другими представителями гражданского общества. Ассамблея надеется, что итогом дискуссий в рамках консультативных советов будут законодательные и политические решения. 5. Что касается исчезновения четырех оппонентов режима в 1999-2000 годах, Ассамблея с удовлетворением отмечает, что ни одно из высокопоставленных государственных лиц, упомянутых в Резолюции №1371 (2004 год) в связи с подозрением или непосредственно в исчезновениях, или в их замалчивании, не занимают ответственные должности. Но мы выражаем сожаление относительно того, что следствия по этим делам зашли в тупик, несмотря на информацию, изложенную в отчете Ассамблеи. 6. Важность этих шагов повышается, в том числе, и вследствие того, что они полностью соответствуют требованиям европейских организаций, а также благодаря тому, что они были сделаны в контексте восстановления политического диалога с белорусским руководством. 7. После освобождения всех белорусских политических заключенных Европейски Союз принял решение о восстановлении контактов с белорусским руководством на самом высоком уровне, а также приостановить, хотя бы частично и временно, визовые санкции в отношении ряда высокопоставленных белорусских чиновников, в том числе в отношении Президента Лукашенко. В апреле 2009 года приостановление было продлено еще на девять месяцев. Стремление Евросоюза к нормализации отношений с Беларусью было высказано во время визита в Минск Верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Солана и его встречи с президентом Лукашенко 19 февраля 2009 года. 8. Беларусь также является одной из шести стран, которые примут участие в Восточном Партнерстве, новом органе, который создан для развития политического и экономического сотрудничества между Евросоюзом и его восточными и кавказскими соседями; его задачей является повышение их стабильности, а также поддержка демократических и рыночных реформ. По этому поводу Беларусь была приглашена на Саммит Восточного партнерства, который прошел 7 мая 2009 в Праге. Евросоюз также намерен начать с Беларусью диалог по вопросам прав человека. 9. Совет Европы, со своей стороны, начал углублять свои контакты с белорусскими властями: после визита делегации Комитета по политическим вопросам Ассамблеи в феврале 2009 года Министр Мигель Анхель Моратинос приехал с официальным визитом в Минск в марте 2009 года в качестве председателя Комитета министров. За несколько недель до этого белорусские власти наконец дали согласие на открытие информационного представительства Совета Европы в Минске, которое было инициировано Ассамблеей и осуществлено во время словацкого председательства в Комитете министров. Церемония открытия информационного центра прошла в июне 2009 года. 10. После этого, в декабре 2008 года, Конгресс местных и региональных властей Совета Европы решил предоставить статус наблюдателя Совету по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального Собрания Республики Беларусь. 11. Несмотря на недавние положительные изменения и восстановление контактов с европейскими организациями, ситуация в Беларуси по-прежнему вызывает обеспокоенность. 12. Во-первых, парламентские выборы в сентябре 2008 года стали потерянной возможностью для решительных перемен в направлении демократии: они не соответствовали европейским стандартам свободы и честности. Как подчеркивал Офис по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, серьезные недостатки на всех этапах избирательного процесса, от доступности информации для избирателей до отсутствия прозрачности подсчета голосов. Эти недостатки неизбежно ставят под сомнение представительство действующего белорусского парламента, в котором не нашлось места ни одному оппозиционному кандидату. Однако надо признать, что, следуя окончательным рекомендациям Офиса по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, белорусские власти согласились сотрудничать с БДИПЧ по вопросам реформы белорусского законодательства и правоприменительной практики, с целью приведения их в соответствие с обязательствами Беларуси в рамках ОБСЕ. 13. Что касается уважения к политическим свободам, преследования и запугивания оппозиционных кандидатов, в частности молодежи, эти нарушения продолжают происходить в разнообразных формах, таких как незаконные обыски частных домов, незаконная конфискация имущества, жестокость милиционеров во время массовых акций, а также насильственный призыв в армию, несмотря на предварительные заявления о негодности к службе. Кроме этого, ряд политических активистов находятся под домашним арестом, а прежние приговоры политическим активистам, которые были все таки освобождены, не были полностью аннулированы – в результате они сталкиваются с ограничениями некоторых прав, в том числе права участвовать в выборах в качестве кандидатов. 14. Ассамблея также отмечает тот факт, что, на данный момент, три предпринимателя, которые сейчас находятся в тюрьме, как и другие лица, ограниченные в свободе, рассматриваются белорусской оппозицией в качестве политических заключенных, или, по крайней мере, как жертвы нарушения системы уголовного правосудия по политическим мотивам. Ассамблея призывает провести независимое расследование этих дел для выяснения, действительно ли они являются политическими заключенными и, если да, способствования их освобождению. 15. Ситуация со свободой ассоциаций также вызывает обеспокоенность: даже учитывая то, что оппозиционное политическое движение “За свободу!” было наконец-то зарегистрировано в декабре 2008 года, другие оппозиционные и правозащитные организации по-прежнему сталкиваются с препятствиями при попытке получения регистрации от Министерства юстиции; последним примерам является ситуация с правозащитной организацией “Наша Весна” – ее члены рискуют попасть под уголовное преследование за действие от имени незарегистрированной организации согласно статье 193.1 Уголовного Кодекса. 16. Ассамблея выражает сожаление по поводу того, что, несмотря на включение трех независимых изданий в государственный каталог подписки, другие независимые СМИ не могут пользоваться этой системой и вынуждены печататься за пределами Беларуси. Абсолютный государственный контроль за печатью и распространением прессы, а также электронными СМИ, является возмутительным нарушением свободы средств массовой информации. Ассамблея также высказывает обеспокоенность из-за трудностей, с которыми сталкиваются иностранные журналисты в получении аккредитации, а также иностранными СМИ, такими как Белсат, в получении регистрации от Министерства иностранных дел. Мы также обращаем внимание на многочисленные заявления белорусского руководства о готовности обеспечить исполнение законодательства о СМИ без ограничения свободы слова. Ассамблея высказывает надежду, что то же самое будет относительно применения “Закона о противодействии экстремизма”, недавно приведшему к запрету на публикацию журнала “ARCHE”, который позднее был отменен под давлением международного сообщества. 17. Мы также выражаем сожаление по той причине, что смертные приговоры по-прежнему приводятся в исполнение в Беларуси, несмотря на сокращение списка преступлений, за которые они могут быть вынесены, уменьшение количества вынесенных смертных приговоров, а также на тот факт, что, согласно официальным данным, с октября 2008 года не было приведено в исполнение ни одного смертного приговора. В то время, как официальные данные по этому вопросу являются недоступными, Ассамблея также имеет информацию, предоставленную властями, согласно которой на данный момент нет смертных приговоров, исполнение которых было приостановленное. 18. Учитывая что, хотя Беларусь и далека от исполнения стандартов Совета Европы в области демократии, верховенства закона и прав человека, ее власти в последнее время сделали важные шаги в правильном направлении. Ассамблея приняла решение способствовать продолжению этого процесса путем налаживания политического диалога с властями, в то же самое время, продолжая поддержку демократических сил и гражданского общества в стране. 19. Учитывая все вышеупомянутое, Ассамблея призывает своё Бюро: 19.1. отменить приостановление статуса специально приглашенного для белорусского парламента после того, как мораторий на исполнение смертных приговоров будет оглашен компетентным белорусским органом; 19.2. также, принимая во внимание позицию Комитета по политическим вопросам, следить за ситуацией в Беларуси и, по окончанию периода в один год, или ранее, если ситуация будет требовать таких действий, произвести оценку, предприняла ли эта страна существенные и необратимые меры на пути к исполнению стандартов Совета Европы. В этом контексте, особенное внимание надо уделять уровню соответствия шагов Беларуси рекомендациям, прописанным в пунктах 21 и 22 данной Резолюции, а также стремлению к сотрудничеству, проявленному Беларусью в ее отношениях с Советом Европы; 19.3. в контексте восстановления статуса специально приглашенного для белорусского парламента и только в случае, если оппозиция получит адекватное представительство, обеспечить приглашение белорусской межпарламентской оппозиции для участия в работе Ассамблеи и ее комитетов, в соответствии с правилами, установленными Бюро в будущем; 19.4. рекомендовать Комитету по политическим вопросам впредь следить за ситуацией в Беларуси, опираясь на действие своих подкомитетов по делам Беларуси, а также предоставлять отчеты в Ассамблею, когда это будет необходимо; 20. Кроме того, Ассамблея призывает Генерального секретаря Совета Европы назначить совет независимых экспертов для расследования новых случаев появления политических заключенных в Беларуси. 21. Будучи убежденными, что диалога можно достигнуть только с помощью непрерывного прогресса Беларуси на пути к исполнению стандартов Совета Европы, Ассамблея призывает белорусские власти: 21.1. обеспечить неотлагательное освобождение всех политических заключенных (как прописано в пункте 20), а также невозможность регресса в этом важном вопросе; 21.2. немедленно и безусловно снять ограничения, наложенные на 11 молодых людей, осужденных на ограничение свободы за участие в мирных демонстрациях в январе 2008 года; 21.3. обеспечить полноценное сотрудничество с Советом Европы с целью выяснения наличия политических заключенных в Беларуси; 21.4. аннулировать последствия уголовного преследования бывших политических заключенных с целью обеспечения полного пользования ими своими гражданскими и политическими правами; 21.5. отказаться от преследования и запугивания оппозиционных активистов; 21.6. остановить практику насильственного призыва оппозиционных активистов на военную службу, несмотря на предварительные заявления о их непригодности к службе; 21.7. обеспечить уважение к свободе ассоциаций, в частности путем: 21.7.1. отмены всяких практических и юридических преград для регистрации политических партий, групп и правозащитных НПО, а также через предоставление им возможности иметь юридический адрес в жилых зданиях 21.7.2. предоставления регистрации правозащитной организации “Наша Весна”; 21.7.3. отмены Статьи 193.1 Уголовного Кодекса; 21.8. обеспечить уважение к свободе мирных собраний, в частности путем: 21.8.1. предоставления белорусской оппозиции возможности проводить мирные демонстрации в местах, удобных с точки зрения общественного внимания, 21.8.2. обеспечения отказа использования правоохранительными органами чрезмерной физической силы против демонстрантов; 21.9. реформировать избирательное законодательство и практику с помощью исполнения рекомендаций БДИПЧ/ОБСЕ и Европейской комиссии за демократию через закон (Венской комиссии), с целью приведения их в соответствие с европейскими стандартами и привлечения Венской комиссии, с которой она поддерживает партнерские отношения, к участию в этом процессе; 21.10. обеспечить свободу СМИ и исполнение принципов плюрализма в доступе к информации, в частности путем: 21.10.1. предоставления независимым изданиям возможности печататься в Беларуси, а также распространяться через государственную систему подписки и распространения; 21.10.1. предоставления возможности создания независимых издательств и независимых распространителей печатных СМИ; 21.10.3. отмены существующего тотального прямого государственного контроля над государственными электронными СМИ и обеспечения справедливого доступа политической оппозиции к эфиру, особенно перед выборами; 21.10.4. обеспечения функционирования интернет-изданий без административных ограничений; 21.10.5. отмены чрезмерной уголовной ответственности за клевету, в частности за отрицательные высказывания в отношении Республики Беларусь и ее государственных органов; 21.10.6. отмены препятствий на получение въездных виз и аккредитации иностранными журналистами; 21.10.7. регистрации спутникового канала “Белсат” и других спутниковых каналов касательно доступа к техническим ресурсам; 21.10.8. отказа от применения “Закона о противодействии экстремизму” в качестве основания для ограничения или запрета деятельности независимых СМИ; 21.10.9. обеспечения отказа от ограничительного применения нового “Закона о СМИ”, в особенности что касается их регистрации; 21.11. обеспечить независимость вузам и академическую свободу, разрешить Европейскому Гуманитарному Университету опять открыться в Беларуси и воздержаться от отчисления студентов и преподавателей из белорусских образовательных учреждений по политическим мотивам; 21.12. обеспечить регистрацию Восточноевропейской школы политических исследований и обсудить возможность участия в ее деятельности молодых государственных служащих; 21.13. предоставить полноценную поддержку деятельности Информационного представительства Совета Европы в Минске; 21.14. максимально использовать конвенции Совета Европы, подписчикам которых является Беларусь, путем активного и конструктивного участия в деятельности, предусмотренной этими соглашениями. 22. Наконец, Ассамблея призывает белорусский парламент и другие органы власти немедленно объявить официальный мораторий на смертную казнь и ее исполнение с целью запрета применения смертной казни и введения соответствующего законодательства как следующего шага на пути ее полного запрета. Перевод с английского языка – правозащитный центр "Вясна" |