Совет безопасности ООН принял в пятницу резолюцию, вводящую новые и ужесточающую прежние санкции в отношении КНДР в связи с проведенными Пхеньяном 25 мая ядерными испытаниями, сообщает корреспондент РИА Новости. На открытом заседании за резолюцию проголосовали все 15 членов СБ ООН. В резолюции говорится, что Совбез "самым решительным образом осуждает ядерные испытания, проведенные КНДР 25 мая 2009 года... в нарушение и при вопиющем пренебрежении к его соответствующим резолюциям". В тексте также указано, что КНДР в любом случае не может иметь статуса государства, обладающего ядерным оружием, в соответствии с Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Среди новых санкционных мер - такая жесткая, как возможность досмотра судов, в том числе и в открытом море, но лишь с согласия государства, под флагом которого ходит судно. Документ требует от Северной Кореи незамедлительно и в полном объеме начать выполнять обязательства по прежним резолюциям (прежде всего по резолюции СБ ООН 1718, принятой в октябре 2006 года в ответ на первое ядерное испытание), а также не проводить последующих ядерных испытаний или запусков с использованием баллистических технологий, приостановить все действия, относящиеся к программе баллистических ракет и в этом контексте восстановить прежде данные обязательства по мораторию на пуски ракет. Кроме того, Совбез требует от Пхеньяна отказаться от объявления о выходе из ДНЯО, отказаться от ядерного оружия и существующих ядерных программ в полноценной, проверяемой и необратимой манере, а также прекратить все действия, имеющие к этому отношение, и допустить в страну инспекторов МАГАТЭ. После долгих споров по вопросу о досмотре судов в итоговом варианте проекта осталась компромиссная формулировка "Совет Безопасности призывает государства-члены инспектировать суда, по согласию с государством флага судна, в открытом море, если у них есть информация, дающая разумные основания полагать", что на судне находятся запрещенные товары. Ранее США и Япония настаивали на формулировке "решает, что" вместо "призывает", что делало бы инспекции обязательными. В результате страны-члены ООН могут, но не обязаны проводить такие меры. Часть списка запрещенных товаров уже была определена в резолюции СБ ООН 1718, принятой в октябре 2006 года в ответ на первые ядерные испытания КНДР. Запрет касается танков, боевых бронированных машин, крупнокалиберных артиллерийских систем, боевых самолетов, вертолетов огневой поддержки, военных кораблей, ракет или ракетных систем или связанных с ними материальных средств, включая запчасти. Кроме того, речь идет о других предметах, материалах, оборудовании и технологиях, которые могли бы содействовать осуществлению программ КНДР, связанных с ядерным оружием, баллистическими ракетами или другими видами оружия массового поражения. Под запрет попадают и предметы роскоши. Согласно новой резолюции, в этот перечень попадают также все остальные виды оружия за исключением легкого и стрелкового оружия и относящихся к ним материалов - например, боеприпасов и запчастей. На практике это означает, что КНДР разрешено закупать лишь пистолеты винтовки, автоматы, пулеметы, легкие минометы и гранатометы. Помимо этого, вводится полный запрет на экспорт оружия из КНДР. Российский постпред при ООН Виталий Чуркин, комментируя в минувшую среду проект, отметил, что предусмотренные в нем меры "направлены исключительно на ядерные программы КНДР и программы по созданию баллистических ракет", а потому они "не должны ухудшать положения гражданского населения Северной Кореи". Он также пояснил, что резолюция исключает применение силы, поскольку она принимается не просто по главе VII Устава ООН, а по 41-ой статье, говорящей о мерах несилового характера. Вместе с тем, резолюция не дает ответа на важный вопрос в части досмотра судов - каковы могут быть действия стороны, настаивающей на инспекции в открытом море, если капитан судна откажется проследовать в порт для досмотра. Также не ясно, кто будет определять, в какой порт должно направиться судно. Инспекции подозрительных грузов в портах, аэропортах, пограничных пунктах пропуска и других пунктах на территории государств-членов ООН, предусмотрены в качестве отдельной санкции. Речь идет о том, что в случае возникновения подозрений должны быть проверены все грузы, идущие в КНДР и из нее, через территории других стран. В резолюции предусматривается ряд мер финансового характера. В частности, проект призывает к предотвращению финансирования действий, имеющих отношения к ядерной или баллистической программе КНДР, а также предупреждает от выделения грантов, финансовой помощи, льготных займов на любые цели (исключение делается лишь для гуманитарных проектов и проектов, направленных непосредственно на нужды гражданского населения). Кроме того, резолюция предполагает принятие решения по расширению списка товаров и организаций КНДР, на которые распространяются санкции по резолюции СБ 1718. Это должен сделать санкционный комитет Совбеза в течение 30 дней с момента принятия резолюции. Если комитет не сможет в такие сроки согласовать новые списки, то это сделает Совбез в течение последующих семи дней. По словам Чуркина, проект предусматривают возможность рассмотрения Совбезом приостановки действия или даже снятия вводимых санкций. Проект резолюции был внесен в Совбез в среду "пятеркой" постоянных членов СБ (РФ, КНР, США, Франция, Великобритания), а также Японией и Южной Кореей после двух недель сложных переговоров по согласованию конкретных мер воздействия на КНДР. |